http://news.israelinfo.ru/tribune/44110

Новая звезда израильских «левых»

Те, у ко­го есть Фейс­бук, а в нем — ле­вые дру­зья, не мог не за­ме­тить но­вой «звез­ды», стре­ми­тель­но под­няв­шей­ся на ле­вой сто­роне из­ра­иль­ско­го по­ли­ти­че­ско­го небо­скло­на — пар­тии Да­ам. Вдруг о ней за­го­во­ри­ли все. Мой друг, фило­соф из Ев­рей­ско­го Уни­вер­си­те­та в Иеру­са­ли­ме, ска­зал, что, ес­ли су­дить по «стене» его Фейс­бу­ка, Да­ам сфор­ми­ру­ет сле­ду­ю­щее пра­ви­тель­ство, а его ли­дер, Асма Аг­бария-За­хал­ка, станет пре­мьер-ми­ни­стром.

Это, ко­неч­но, шут­ка — со­глас­но всем опро­сам, сле­ду­ю­щее пра­ви­тель­ство бу­дет уль­тра­пра­вым. А это зна­чит, что на­деж­да на со­гла­ше­ние с па­ле­стин­ца­ми станет еще ме­нее ре­аль­ной, нео-ли­бе­раль­ный эко­но­ми­че­ский курс рас­ши­рит и без то­го огром­ную про­пасть меж­ду бед­ны­ми и бо­га­ты­ми в Из­ра­и­ле, по­се­ле­ния на ок­ку­пи­ро­ван­ных тер­ри­то­ри­ях бу­дут рас­ти еще быст­рее, изо­ля­ция Из­ра­и­ля на меж­ду­на­род­ной арене при­об­ре­тет ка­та­стро­фи­че­ские мас­шта­бы, а нера­вен­ство граж­дан в Из­ра­и­ле углу­бит­ся. И все это под на­цио­на­ли­сти­че­ский ак­ком­па­не­мент, в ко­то­ром глав­ные то­на — страх, опо­ра на во­ен­ную си­лу, при­кры­ва­е­мое ло­зун­га­ми пре­вос­ход­ства глу­бо­кое чув­ство неуве­рен­но­сти и непол­но­цен­но­сти. В об­щем, со­вер­шен­ная де­прес­сия.

В этой си­ту­а­ции мно­гие го­во­рят о Да­ам как о на­деж­де на что-то но­вое в из­ра­иль­ской по­ли­ти­ке. Да­ам за­ин­те­ре­со­вал ме­ня преж­де все­го как пар­тия ев­рей­ско-араб­ская. Это един­ствен­ная пар­тия в Из­ра­и­ле, в вы­бор­ном спис­ке ко­то­рой при­мер­но рав­ное ко­ли­че­ство ев­ре­ев и ара­бов. Это очень необыч­но для сек­то­ри­аль­ной из­ра­иль­ской по­ли­ти­ки. Есть ев­рей­ские пар­тии, в ко­то­рых есть один араб­ский кан­ди­дат, и араб­ские спис­ки, в ко­то­рых есть ев­рей — то ли для укра­ше­ния, то ли для при­вле­че­ния го­ло­сов. Но, тем не ме­нее, все из­ра­иль­ские пар­тии, кро­ме Да­ам — ли­бо ев­рей­ские, ли­бо араб­ские.

Есть еще пар­тии рус­ские, се­фард­ские, ре­ли­ги­оз­ные и уль­тра­ре­ли­ги­оз­ные. То есть по­ли­ти­че­ские пред­по­чте­ния опре­де­ля­ют­ся не столь­ко идео­ло­ги­ей, сколь­ко на­цио­наль­ной или сек­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­стью. Да­ам по­зи­ци­о­ни­ру­ет се­бя как пар­тию со­ци­а­ли­сти­че­скую, пар­тию идеи, а не сек­то­ра, от­вер­га­ю­щую как ев­рей­ский, так и араб­ский на­цио­на­лизм и вы­сту­па­ю­щую за ин­те­ре­сы всех тру­дя­щих­ся: фаб­рич­ных и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бо­чих, учи­те­лей, ху­дож­ни­ков, во­ди­те­лей гру­зо­ви­ков, слу­жа­щих — вне за­ви­си­мо­сти от их эт­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния и сек­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти.

За­ин­те­ре­со­вав­шись Да­ам, я при­шел на ме­ро­при­я­тие, по­свя­щен­ное от­кры­тию их из­би­ра­тель­ной кам­па­нии. Ме­ро­при­я­тие про­хо­ди­ло в Ев­рей­ско-Араб­ском те­ат­ре в Яф­фо. Зал те­ат­ра был на­бит бит­ком, мно­гим при­шлось сто­ять. В за­ле и на сцене бы­ли евреи и ара­бы, ме­ро­при­я­тие про­хо­ди­ло на двух язы­ках с син­хрон­ным пе­ре­во­дом. То, что го­во­ри­лось, ме­ня по­рой про­сто по­ра­жа­ло.

Вы­сту­па­ю­щие рас­ска­зы­ва­ли, на­при­мер, про де­я­тель­ность проф­со­юз­но­го объ­еди­не­ния Ма­ан, ор­га­ни­зо­ван­но­го пар­ти­ей Да­ам. Об их де­я­тель­но­сти я слы­шал и рань­ше, но не знал о том, что они ас­со­ци­и­ро­ва­ны с Да­ам и, кро­ме то­го, не мно­го знал об их де­я­тель­но­сти. Две тре­ти на­ем­ных ра­бот­ни­ков в Из­ра­и­ле не ор­га­ни­зо­ва­ны в проф­со­ю­зы. Круп­ное проф­со­юз­ное объ­еди­не­ние Ги­стад­рут не очень за­ин­те­ре­со­ва­но в ор­га­ни­за­ции проф­со­ю­зов на неболь­ших фаб­ри­ках, на фер­мах, в фир­мах по пе­ре­воз­кам. А имен­но там экс­плу­а­та­ция ра­бо­чих наи­бо­лее урод­ли­ва и же­сто­ка.

Да­ни бен Сим­хон, тре­тий но­мер в спис­ке Да­ам, рас­ска­зал, на­при­мер, ис­то­рию о неболь­шой кон­ди­тер­ской фаб­ри­ке в На­це­рет-Ил­ли­те. Там ра­бо­та­ют в ос­нов­ном рус­ские жен­щи­ны сред­не­го воз­рас­та, не зна­ю­щие тол­ком иври­та, а тем бо­лее из­ра­иль­ско­го тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства. Они ра­бо­та­ют в тем­ном и тес­ном по­ме­ще­нии без окон, без кон­ди­ци­о­не­ра, с об­шар­пан­ны­ми сте­на­ми, в пе­ре­ры­ве на обед едят свои бу­тер­бро­ды в раз­де­вал­ке. Ра­бо­та­ют за ми­ни­маль­ную зар­пла­ту, по­рой по две­на­дцать или че­тыр­на­дцать ча­сов в день, чтобы све­сти кон­цы с кон­ца­ми. И вдруг они об­на­ру­жи­ва­ют, что ра­бо­то­да­тель, в те­че­ние несколь­ких лет уже, не пла­тит им по­ло­жен­ную по за­ко­ну и обе­щан­ную пен­сию. Про­сто-на­про­сто кла­дет эти день­ги се­бе в кар­ман. И го­во­рит им в от­вет на их во­прос: что вы, ка­кая экс­плу­а­та­ция? Мы ведь как од­на се­мья! То­гда жен­щи­ны об­ра­ти­лись в Ма­ан, и Ма­ан смог по­мочь им ор­га­ни­зо­вать проф­со­юз, за­клю­чить кол­лек­тив­ный до­го­вор, за­щи­ща­ю­щий их пра­ва, и угро­зой су­да, вы­ну­дил ра­бо­то­да­те­ля вер­нуть ра­бот­ни­цам день­ги их пен­си­он­но­го фон­да. По­хо­жую ис­то­рию он рас­ска­зал об араб­ских жен­щи­нах, ра­бо­та­ю­щих на се­зон­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах у араб­ских земле­вла­дель­цев.

Ме­ня по­ра­зи­ли эти и дру­гие ис­то­рии и впе­чат­ли­ла ра­бо­та Ма­ан «на мест­но­сти» — я не слы­шал о том, чтобы дру­гая пар­тия  ве­ла та­кую ра­бо­ту по за­щи­те прав тру­дя­щих­ся. Еще боль­ше ме­ня по­ра­зи­ло то, что в Да­ам евреи и ара­бы дей­стви­тель­но со­труд­ни­ча­ют. Что на­цио­на­ли­сти­че­ская ри­то­ри­ка, как ев­рей­ская, так и араб­ская, не толь­ко от­сут­ство­ва­ла в ре­чах пред­ста­ви­те­лей Да­ам, но и под­вер­га­лась кри­ти­ке. Всем из­вест­но, что евреи в Из­ра­и­ле от­но­сят­ся к ара­бам с по­до­зре­ни­ем, и что ара­бы от­ве­ча­ют им тем же. Ча­сто евреи го­во­рят про ара­бов, а ара­бы го­во­рят о ев­ре­ях очень по­хо­жие ве­щи, об­ви­ня­ют «дру­гих» в том, что «они нас не хо­тят», «они по от­но­ше­нию к нам неспра­вед­ли­вы», «они на­ча­ли пер­вые», «они ви­но­ва­ты» и т.д. В Да­ам весь этот пинг-понг вза­им­ных об­ви­не­ний про­сто те­ря­ет смысл: евреи и ара­бы в этой пар­тии со­ли­дар­ны, у них об­щие це­ли, что хо­ро­шо для ев­ре­ев, то хо­ро­шо и для ара­бов, а что хо­ро­шо для ара­бов, хо­ро­шо для ев­ре­ев. И это уди­ви­тель­но в Из­ра­и­ле — и рож­да­ет мысль: ес­ли в Да­ам это воз­мож­но, то по­че­му бы это­му не быть в на­шей стране во­об­ще? В кон­це кон­цов, про­бле­мы ев­рей­ских и араб­ских граж­дан — од­ни и те же.

Пар­тия Да­ам при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие в про­тестном дви­же­нии, ко­то­рое вы­ве­ло ле­том 2011 пол­мил­ли­о­на из­ра­иль­тян на ули­цы. Да­ам счи­та­ет, что это дви­же­ние — часть об­ще­го ми­ро­во­го дви­же­ния, то­го но­во­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к ре­во­лю­ци­ям в араб­ских стра­нах, к мас­со­вым де­мон­стра­ци­ям в США и Ев­ро­пе, к мас­со­во­му про­тестно­му дви­же­нию в Рос­сии. Од­на­ко Да­ам кри­ти­ко­вал из­ра­иль­ское про­тестное дви­же­ние за то, что оно, в по­гоне за мас­со­во­стью, от­ка­за­лось от лю­бо­го упо­ми­на­ния кон­флик­та с па­ле­стин­ца­ми.

Да­ам счи­та­ет, что со­ци­аль­ная спра­вед­ли­вость и раз­ре­ше­ние кон­флик­та с па­ле­стин­ца­ми — нераз­де­ли­мые ве­щи. Асма Аг­бария-За­хал­ка, ли­дер Да­ам, го­во­рит, что это как ва­ниль­но-шо­ко­лад­ное мо­ро­же­ное — в нем две ча­сти, но это од­но и то же мо­ро­же­ное. Она счи­та­ет, что кон­фликт вы­го­ден ка­пи­та­ли­сти­че­ским эли­там в Из­ра­и­ле и в Па­ле­стине, что он — сред­ство для то­го, чтобы дер­жать лю­дей в по­сто­ян­ном на­пря­же­нии, про­дол­жать экс­плу­а­ти­ро­вать лю­дей, на­гне­тая страх и на­цио­на­лизм, ко­ро­че, все это сво­дит­ся к ста­рин­но­му «раз­де­ляй и власт­вуй». Это спо­соб от­влечь на­род от борь­бы за их пра­ва и пе­ре­на­пра­вить по­ли­ти­че­ский дис­курс в рус­ло кон­флик­та. Те, кто при­тес­ня­ют па­ле­стин­цев, при­тес­ня­ют и из­ра­иль­тян. По­это­му, про­бле­мы по­ли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские неот­де­ли­мы друг от дру­га. Пра­ви­тель­ство, вкла­ды­ва­ю­щее мил­ли­ар­ды в по­се­ле­ния, в во­ен­ный бюд­жет, в под­дер­жа­ние ок­ку­па­ции не мо­жет ре­шить про­бле­мы со­ци­аль­ной за­щи­щен­но­сти, ин­фра­струк­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния. Кри­ти­куя по­ли­ти­ку из­ра­иль­ско­го пра­ви­тель­ства, Да­ам кри­ти­ку­ет и араб­ские ре­жи­мы и ор­га­ни­за­ции. В от­ли­чии от араб­ских пар­тий, Да­ам кри­ти­ку­ет Ха­мас и Хиз­бал­лу за их на­си­лие про­тив мир­ных жи­те­лей, на­цио­на­лизм, ре­ли­ги­оз­ный экс­тре­мизм, по­дав­ле­ние сво­бо­ды.

Я при­нял ре­ше­ние — я го­ло­сую за Да­ам. Они ка­жут­ся мне лу­чом на­деж­ды в том без­на­деж­ном по­ли­ти­че­ском кли­ма­те, в ко­то­ром на­хо­дит­ся се­го­дня Из­ра­иль. Их го­лос — это го­лос здра­во­го смыс­ла, гу­ма­низ­ма, со­ли­дар­но­сти. Я хо­чу, чтобы Да­ам бы­ли в Кнес­се­те, чтобы Кнес­сет стал плат­фор­мой, с ко­то­рой этот их го­лос мог бы быть услы­шан мно­ги­ми. То, что они го­во­рят, на­столь­ко убе­ди­тель­но и при­вле­ка­тель­но, что, бу­дучи услы­ша­но, при­вле­чет мас­сы, смо­жет со­здать ре­аль­ную аль­тер­на­ти­ву ны­неш­ней по­ли­ти­че­ской ре­аль­но­сти, смо­жет из­ме­нить на­ше об­ще­ство к луч­ше­му.

Шло­мо Крол

В дан­ном раз­де­ле раз­ме­ща­ют­ся со­об­ще­ния для прес­сы от по­ли­ти­че­ских и об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций без ре­дак­тор­ской прав­ки. Ма­те­ри­а­лы мо­гут не от­ра­жать мне­ние ре­дак­ции.
От­пра­вить пресс-ре­лиз в ре­дак­цию