Лопата

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лопата » Ближний Восток » О путях решения жилищного вопроса


О путях решения жилищного вопроса

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Внимание! Статья написана в марте 2012

    Последнее время всё слышней спор между правительством Нетанияhу и, простите… народом. Народ ропщет по поводу невыносимой дороговизны жизни. А Биби разводит руками: везде кризис, денег нет, так что, дорогие граждане, затяните, пожалуйста, пояса. Всем трудно. Сказав эти слова, премьер-министр садится в свою простенькую «Ауди» и едет на свою простую и скромную виллу, пояс затягивать.
    Недавно правительство, чтобы снизить накал недовольства, решило, всё же, раскошелиться: немного повысить минимальную зарплату, снизить цены на общественный транспорт и на бензин. Но зато решили обкорнать бюджеты министерств. То есть закроют или урежут многие важные программы (ведь не на министрах же сэкономят!), и в итоге пострадаем, опять таки, мы, простые граждане.
    – А что вы хотите? – ехидничает Нетанияhу – деньги-то надо откуда-то взять? Или вы хотите, чтобы мы проели наш бюджет и остались без штанов?
    Тут и покруче говорилось. Дескать, мы не можем, как в Европе. Израиль окружён врагами и ему приходится тратить огромные деньги на оборону. Может быть вы хотите, чтобы деньги были взяты из бюджета министерства обороны? Хотите ли вы, чтобы подешевели продукты, стало бы строиться социальное жильё, но мы бы оказались беззащитны перед террором?
    Нет, этого мы, конечно, не хотим. Но кроме трёх предложенных альтернатив: а) нищенствовать дальше, б) проесть бюджет и в) отнять деньги у министерств (но не у министров и чиновников), есть ещё варианты.
    В то время, когда г-н премьер-министр пытается добыть деньги для малоимущих, отобрав их у тех же самых малоимущих, на пастбищах Израиля пасутся тучные священные коровы, зарезав любую из которых можно было бы накормить всю страну. Эта возможность, конечно же, правительством не рассматривается. А жаль.
    Ну, вот, например, крупные, жирные корпорации. Взять, да снять с них лишний жирок! А? Что вы! Нельзя! Они же могут капитал из Израиля перевести в другие страны! Без штанов останемся! Ну, да, конечно. Это мы, рядовые граждане, никуда не денемся. А толстопузые, чуть что не по ним, сразу делают еврейской родине ручкой и бегут искать другую родину, где прибыль повыше. А что же вы хотите, чтобы они согласились поступиться прибылью? Смеётесь? Патриотизм – патриотизмом, но денежки врозь.
    Или, скажем, религиозный сектор. Да, нет, я не против, пускай себе живут и молятся, сколько хотят, но почему же за счёт налогоплательщика?
    – Что ты! – замашут на меня руками, - если мы перестанем финансировать религиозный сектор или, хотя бы, уменьшим финансирование, Израиль тут же утратит свой еврейский характер!
    Ну, я бы мог назвать ещё десяток коров, но реакция предсказуема. Поэтому предлагаю на ваше рассмотрение кандидатуру одной очень тучной и совершенно бесполезной коровы, которую можно резать без ущерба для кого бы то ни было, ну, кроме, конечно, самой коровы. Я имею в виду хозяев недвижимости, сдающих эту самую недвижимость в аренду.
    Вот люди устроились! Ни сеют, ни жнут. И налогов, между прочим, не платят. Да если бы только налогов не платили! Они ещё получают от государства огромную дотацию и тем больше, чем большему количеству народа они сдают квартиры.
    «Что за дотация такая?» – спросит неосведомлённый читатель. А это те деньги, которое государство платит малоимущим гражданам на съём квартиры. Кто-то получает семь сотен кто-то и тысячу. «Так ведь это же граждане малоимущие получают, а не хозяева!» Формально – да. Получают граждане. А потом относят эти деньги хозяевам. Потому что цена на квартиру формируется с учётом этих квартирных денег. Повысит государство пособие малоимущим – ровно настолько повысят цены и хозяева. Так что любое повышение пособий никак не улучшит положение тех, кто эти пособия получает, а улучшит только положение хозяев квартир. Даже если пенсионерам и инвалидам будут давать по 50 000 шекелей, они всё также еле будут сводить концы с концами, потому что квартиры в этом случае будут сдаваться где-то за 102 000, чтобы по 50 000 содрать с каждого из пары и 2 штуки сверху. Понятно, почему и налог не берут: ведь этот налог будет переложен на квартиросъёмщиков. А, поскольку, съёмщикам взять денег неоткуда, придётся снова повышать им пособие. А повышение пособие тут же повысит цены. Замкнутый круг получается. Даже спираль. Цены всё выше, пособия всё выше, а гражданам не легче. Нет выхода? Есть выход. И очень простой. Нужно установить потолок цен на аренду квартир.
    Представляю, как потянулись к перу или клавиатуре руки моих предполагаемых оппонентов: «Ограничивать цены? Как можно! У нас же рыночная экономика!» Можно. Ещё как можно! И это я заявляю как экономист. Дело в том, что механизм формирования цен на съёмное жильё никак нельзя назвать рыночным. И именно благодаря помощи на съём, которая оказывается малоимущим. То есть цена, как выше было сказано, складывается из этой суммы + «Сколько ещё получится содрать». Какой уж тут рынок?
    Спроси 9 из 10, они скажут, что государство не должно вмешиваться в процесс ценообразования. Но вряд ли кто-то толком сможет ответить на вопрос, почему. Просто повторит ещё раз, что экономика рыночная, значит, нельзя. А что будет, если ввести? Наверное, спустится с небес этакий бог рынка и покарает ослушавшихся? Или в стране наступит экономический хаос, всеобщий дефицит и голод? Да ничего не произойдёт! Ничего плохого. Если спросить экономиста-рыночника почему устанавливать предельные цены на какие-то товары опасно, он ответит, что это может сделать производство данного товара невыгодным, товар этот перестанут производить и наступит дефицит. Это не всегда так, но не будем отвлекаться. Вот, допустим, введут потолок цен на съём жилья. И что сделает обиженный собственник квартиры? Возьмёт свою квартиру под мышку, сядет в самолёт и улетит в Париж, где сдавать квартиру будет выгоднее? Ведь нет! Квартира – это же НЕДВИЖИМОСТЬ! Значит, она останется на месте и хозяину ему всё равно придётся её сдавать. Как миленький сдаст и по той цене, которую ему укажут! Разве что не будет сдавать из принципа или с досады разворотит квартиру динамитом? Не… Этого не будет. Слишком квартирные хозяева деньги любят. Поохает, повздыхает, поругает правительство и сдаст по положенной цене. Конечно, он может и продать эту квартиру. Ок. А что с ней сделает новый хозяин? Или сам будет жить или сдаст за цену, оговоренную в законе. В любом случае, это будет на пользу в решении жилищной проблемы.
    По-моему идея хорошая. Квариторосъёмщикам хорошо. Можно свести концы с концами. Государству закон будет стоить ровно столько, сколько стоит его напечатать. Более того, государство сможет сэкономить миллиарды шекелей, уходящие в бездонные кошельки квартирных хозяев. Далее, снизятся реально цены на квартиры, поскольку упадёт спрос, и впредь квартиры будут покупать чаще не для сдачи в наём, как это происходит сейчас, а для личного проживания. А разве правительство не хочет, чтобы цены снизились?
    Поставим вопрос так: а не будет ли это со стороны государства нехорошо по отношению к квартирным хозяевам? Не разорит ли это данную категорию населения? Отвечу на оба вопроса: нет. Никто не собирается лишать людей последнего. Просто государство перестанет давать им лишнее. Квартирный бизнес останется прибыльным, а вот сверхприбыльным он больше не будет. Ну, будет квартирный хозяин менять автомобиль не раз в полгода, а раз в 3 года и ездить на Канары не 4 раза в год, а только раз. Всё равно он будет богаче любого из нас.

    Второе. В некоторых странах государство обязывает строительные компании строить какую-то долю квартир на дешёвый съём. Допустим 5% или 10 или 20. Такое же предложение не раз поднималось в Израиле. Похоже, от него просто отмахнулись. А почему? Что мешает провести закон, который, опять таки, не будет государству стоить решительно ничего?

    Третье. Почему бы в Израиле не применить опыт СССР времён Хрущёва? Это же так просто и дёшево! Строится домостроительный комбинат, и дома из блоков пекутся как блины. Что? Плохие дома? А вы спросите у новых репатриантов (особенно, пожилых), у молодых семей, у демобилизованных солдат, согласились бы они на квартиру в хрущёвском доме, но в течении 2-3 лет или предпочли бы десятилетия жить несбыточной мечтой о квартире более высокого качества?

    Меры предпринимаемые сейчас не улучшат, а только ещё более усугубят жилищный вопрос. Выложить 60% цены квартиры могут в Израиле только очень состоятельные люди. Таким образом, слабые и средние слои, по сути, вообще лишаются надежды на своё жильё. К чему тогда, вообще, машканта? Кто набрал 60%, тот наберёт и 100. А владельцу десятка квартир выложить пресловутые 60% не проблема. Ничего и не даст повышение налога для тех, кто покупает себе не первую квартиру. Деньги эти квартирные хозяева найдут легко, а затраты быстро компенсируют подняв цены. То есть заплатим, опять таки, мы, съёмщики. Невозможность для большинства купить квартиры спровоцирует новый виток роста цен на съёмное жильё. Так для кого все эти реформы делаются, для социально слабых слоёв или для в конец зарвавшихся квартирных хозяев, чтобы обогатить их ещё больше?

    И последнее. В прессе обсуждалась идея, переложить заботу о социальном жилье на города. Не буду подробно пересказывать эту идею. Мэры некоторых городов сразу же заявили, что они в этом не заинтересованы. Если разобраться, заявления странные, более того, неправомерные. Город, ведь, не является коммерческой организацией. Допустим, хозяин какой-то фирмы имеет полное право сказать: «Нет, в этом мы не заинтересованы. Это нам не выгодно» Всё правильно, он – хозяин, цель фирмы – получение прибыли. Но ведь город – не фирма. Деньги, в данном случае не цель, а средство. А цель – благополучие горожан. А мэр – не хозяин, а человек, нанятый для исполнения этой самой цели. Как говорится, слуга народа. Мы – господа, а он наш слуга. И если у мэра иная цель, чем благополучие горожан, значит, он занимает не своё место и следует поискать другого мэра.

0

2

Вот, наконец-то, вроде бы, начнут строить «доступное жильё» И как к этому относиться? Одни бьют в фанфары. Другие пожимают плечами: капля в море. Я отношусь ко вторым, к скептикам и тоже считаю, что меры эти – мёртвому припарки.
    Ну, повысили нам пособие на аренду. И что? Ровно на столько хозяева повысят цены. Разве они допустят, чтобы в наших карманах что-то осталось?
    А вы думаете, кто-то наверху, действительно, заинтересован, чтобы в большом количестве появилось это самое «доступное» жильё и, тем более «социальное» жильё? Да ничего подобного! Для многих, если не для большинства, снижение цен на жильё – кошмарный сон. Вспомните, как часто нам приходилось читать фразы типа: «Жители недовольны. Они говорят, что это может понизить цены на жильё в их квартале» Многие, если не большинство, воспринимают квартиру не как место, для жилья, а, прежде всего, как капиталовложение. Вот у меня нет своей квартиры. Допустим, появилась бы. Не суть, собственная или государственная, но на пожизненный съём. Если она меня устраивает, и я не собираюсь её продавать, то мне абсолютно всё равно, сколько она стоит. Ну, упала цена. И что? Все комнаты на месте, вид из окна не изменился, электричество и сантехника исправна. Но многие, узнав о том. Что их квартира упала в цене, безмерно огорчатся. Даже если они тоже не собираются её продавать. Психология. А что уж говорить о тех, кто да собираются продавать или сдавать жильё? Не желая вызвать недовольство этих людей, правительство никогда не пойдёт на меры, которые, действительно, повлияли бы на цены в сторону их снижения. Так как же быть? А надо ЗАСТАВИТЬ правительство. Надавить на него так, чтобы оно было вынуждено принять эти меры. Ибо наше недовольство выйдет ему дороже, чем недовольство квартировладельцев. Вот единственный выход.
    Немного конкретики. Идея брать за простаивающие квартиры более высокий муниципальный налог хороша. И казна городов пополнится. Но почему только 200%? Это мало. Владелец пустующей квартиры и не заметит такого комариного укуса. Нужно, хотя бы, 2000%. То есть, если, допустим, арнона в каком-то городе на какую-то квартиру составляет 400 шек., то пусть её владелец, который сам не живёт в квартире и другим не даёт платит 8 000. Разумеется, сначала нужно дать ему месяца 3 форы, чтобы успел найти арендаторов. С 4-го месяца брать плату в 200%, с 6-го – 300%, с 8-го - 500%, с 10-го – 1000%, а через год – 2 000%.Не сможет/не захочет заплатить – конфисковать квартиру за долги. Всё по закону. Не круто ли? Нисколько. Узников машканты не жалеет никто. А, ведь, у них отбирают квартиру единственную, в которой они жили сами! А уж скупердяя, который придерживает квартиру в надежде, что цены подскочат, не жалко совсем.
    И ещё: как я уже говорил, нужно использовать опыт хрущевских строек. Недавно мне пришла в голову вот какая идея: нужно создать государственную строительную компанию, занятую именно строительством социального жилья. Уверяю, государству это будет гораздо выгоднее, чем выкупать у существующих компаний квартиры и, тем более, чем платить нам пособие на съем жилья, которая всё равно перекочует в карманы хозяев. Построить ДСК и печатать блочные дома.

0

3

Письмо министру строительства Ури Ариэлю

                                                                                 http://morashtenu.org.il/wp-content/uploads/Autobus-1.jpgПервые довольные участницы новой программы «Движения за доступное и мобильное жильё»

Г-н министр Ури Ариэль! Вы возглавили строительную отрасль в  непростое время, когда в бесперебойном обеспечении граждан жильем  возникли некоторые трудности. Прежние правительства героически боролись с  жилищным кризисом 20 лет и добились в этой борьбе впечатляющих  результатов. Достаточно вспомнить, что за последние 4 года цены на жилье  выросли всего на 40%, а не на 100 или 200, как можно было ожидать.
Мы нисколько не сомневаемся, что Вы будете работать не менее  эффективно, чем  Ваши предшественники. Мы видим, что у Вас имеются  оригинальные подходы к решению этой проблемы. Например,поселить всех малоимущих за «зеленой чертой»,  ибо там дешевле. Увы, еще не все граждане Израиля в должной степени  пропитались подлинно сионистским духом и достигли той степени  сознательности, чтобы принять эту идею. Не следует забывать и об  экономической стороне вопроса – ведь даже там строительство халуп и  бараков потребует немало средств, а где ж их взять при нынешнем  расцвете  нашей экономики? Словом, для реализации Вашей замечательной  идеи в полном объеме требуется время и деньги. Народ должен плавно и  постепенно «созревать» и привыкать к ней.
Решение, однако, есть. И Вы сейчас поразитесь его простоте и элегантности.
РЕШЕНИЕ это заключается в более рачительном использовании ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА.
Известно, что просторы Израиля ежедневно бороздят многие тысячи  автобусов. В одном Иерусалиме только внутригородских автобусов более  тысячи. В районе Большого Тель-Авива – и того больше. И все эти автобусы  простаивают ночью и в шаббатние дни БЕЗ ДЕЛА!!!
Верно, что человек имеет право на крышу над головой. Но кто сказал,  что крыша эта должна обязательно быть из кирпича или бетона? Чем  железная крыша автобуса хуже?  Да ничем. Пора уже избавляться от  привычных, копившихся тысячелетиями стереотипов! НАДО ЗАСЕЛЯТЬ АВТОБУСЫ В  НОЧНОЕ ВРЕМЯ!
Вот лишь несколько пунктов из нашей программы по искоренению проблемы жилья:
1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ
В любом городском и междугородном автобусе примерно 60 сидячих мест.  Два сдвоенных сидения легко преобразуются в одно койко-место. Таким  образом, один  автобус может обеспечить приют 30 израильским гражданам,  которые не могут или не хотят оплачивать съемное жилье по нынешним  ценам.
Легко подсчитать, что только в Иерусалиме автобусы, включая  междугородные и туристические, способны легко вместить для ночлега 60  тысяч страждущих.
В районе Гуш Дана вполне приемлемое койко-место для здорового сна при  реализации этого плана обретут еще не менее 100 тысяч граждан.
В Хайфе, Ашдоде, Беэр-Шеве и пр. местах также имеются достаточные посадочные мощности.
Таким образом, государство Израиль без каких-либо затрат сможет  обеспечить более четверти миллиона койко-мест своим гражданам. Тем  самым, проблема жилья в первом приближении будет решена!
http://morashtenu.org.il/wp-content/uploads/Autobus-2.jpgПрограмма  «Движения за доступное и мобильное жильё», разумется, строго следует  требованиям БАДАЦА о раздельном размещении мужчин и женщин в втобусах.  Уж если днём и сидя нельзя быть рядом, то уж ночью и лёжа, тем более

2. ЛОГИСТИКА
Во избежание хаоса реализация программы не должна быть пущена на самотек. Все должно быть продумано заранее и до мелочей.
А) Неправильно, если желающие переспать в автобусах будут являться  туда абы как и абы когда. Поэтому все желающие получить ночлег должны  быть заранее зарегистрированы и ЗАКРЕПЛЕНЫ за определенным автобусом.  Этот автобус станет местом их временной прописки. Благодаря этому все  «жильцы» будут получать по этому адресу письма, счета и повестки в суд  или на выборы. В идеале за каждым автобусом будет числиться 30  постоянных жильцов. (Обсуждалось предложение разделить автобусы по  половому признаку – на мужские и женские. Но мы отказались от этой идеи,  дабы не способствовать разъединению семей.)
Б) Каждый «жилец» будет оповещен о месте, где будет ожидать его  «свой» автобус и о времени, когда в него будут запускать для ночлега.  Место и время должны быть постоянными. После определенного часа,  утвержденного общим собранием «жильцов», опоздавшие не будут впущены,  чтобы не потревожить сон остальных.
В) Каждый «жилец» обязан приходить на ночлег со своим комплектом  постельного белья. Через неделю он должен заменять его новым –  выстиранным и продезинфицированным (во избежание возникновения  эпидемий). Поскольку у автобусных «жильцов» нет другого помещения,  разрешается приносить с собой домашний скарб, но не более двух сумок,  которые можно разместить под сидением без ущерба для соседей (для  жильцов туристических и междугородних автобусов норма разрешенного  багажа увеличена, поскольку они могут хранить их в багажных отделениях).
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Разумеется, еврейское государство, твердо ставшее на  капиталистические рельсы, не может  и не должно предоставлять места  для  ночлега в автобусах бесплатно. Будет логично, если каждое койко-место  будет стоить 20 шекелей за ночь (не будем забывать, что это фактически  два сидячих места плюс их амортизация). Таким образом, в месяц взрослый  ночующий пассажир заплатит всего 600 шекелей (смешные деньги!). Детям до  18 лет, а также  отслужившим в ЦАХАЛе будет предоставляться льгота –  они будут платить только половину, т.е. 10 шек. Зато для желающих спать в  междугородних и, особенно, в туристических автобусах плата за ночлег  будет несколько больше ввиду повышенной комфортности.
Таким образом, каждый автобус, гостеприимно распахнувший свои двери  для малоимущих, будет приносить в месяц в среднем от 10 до 15 тысяч  шекелей, а в год, соответственно, не менее 120-150 тысяч. Если таких  автобусов будет 10 тысяч, то дополнительный доход составит до 1.5  миллиардов шекелей.
Правда, государству придется неизбежно потратиться на строительство  общественных туалетов вблизи автопарков и конечных остановок отдельных  маршрутов. Но поскольку такие туалеты будут платными, то расходы быстро и  с лихвой окупятся.
Также эта программа даст мощный импульс развитию малого бизнеса. Ибо  нет сомнений, что рядом с местами скопления автобусов-ночлежек вскоре  появятся многочисленные духаны и лавочки, торгующие швармой, бурекасами,  бамбой, мороженым, а также прохладительными и горячительными напитками и  куревом.
http://morashtenu.org.il/wp-content/uploads/Autobus-3.jpgОсобое  внимание при реализации новой программы следует уделить соблюдению  чистоты и тишины. Впрочем, наши граждае уже зарекомендовали себя в этом  плане наилучшим образом…

4. ПЛЮСЫ ЭТОГО НОУ-ХАУ
Понятно, что образ жизни с постоянной ночевкой в автобусе создает для  граждан определенные неудобства  Но зато перед ними открывается немало  неожиданных положительных перспектив. Перечислю некоторые из них:
А) В случае ожидаемого разрушительного землетрясения, ночлег в автобусах на порядок более безопасен, чем в домах.
Б) Постоянное пребывание под одной автобусной крышей будет  способствовать возрождению в жильцах подлинного сионистского  коллективизма, увы, забытого со времен первых «пионеров», формированию  навыков  взаимопомощи.
В) Поскольку большинство жильцов вынуждено будет проводить пятницу и  субботу внутри или возле автобуса, любители шахмат, карт или шеш-беша  легко найдут партнеров для этих настольных игр. Дети также окажутся в  компании свекрстников, а не будут предоставлены сами себе.
Г) Проживание в автобусе, несомненно, будет полезно для тех, кто  испытывает дефицит общения. Я уверен, что такое общежитие послужит  началом новых дружб и даже любовей.
5. ПРОБЛЕМА НЕДОВОЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ
Некоторым кажется, что расселение малоимущих по автобусам,  нанесет ущерб иностранным и местным инвесторам, привычно вкладывающим  свои деньги в израильскую недвижимость. Они, дескать, перестанут  покупать новые квартиры и виллы, опасаясь, что доход от сдачи жилья в  аренду уменьшится. Что ж, на первый взгляд этот аргумент выглядит  убедительно. Но спешу успокоить всех озабоченных проблемой инвестиций.  Они не только не сократятся, а даже увеличатся. Просто характер этих  инвестиций изменится. Почему? Да очень просто. Если раньше деньги  вкладывались в недвижимость, то теперь с куда большей пользой их будут  вкладывать в движимость, коей по определению являются те же автобусы.
Судите сами: раньше инвесторы покупали квартиру за полтора-два  миллиона, чтобы сдать ее, получив за это 3, 5, ну пусть даже 7 тысяч  шекелей. А теперь они смогут за меньшие деньги купить автобус, собирая с  его жильцов от 12 до 15 тысяч ежемесячно (см. пункт 3). Т.е., в 2-3  раза больше. Да к тому ж инвестор сможет извлекать немалую  дополнительную прибыль, предоставляя свою движимость для выполнения  разных спецзаказов. Уверен, что при таком раскладе Израиль будет  купаться в море новых капиталовложений.
Думаю, можно без промедления начать реализацию этой «ноу-хаувой» программы.
Исаак Розовский,
руководитель  движения «За доступное и мобильное жилье»

http://morashtenu.org.il/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%B8-%D0%B0%D1%80/

0


Вы здесь » Лопата » Ближний Восток » О путях решения жилищного вопроса


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно