В ночь на 29 февраля 2012 года в Иерусалиме четверо молодых мужчин ворвались к ней в дом к семидесятилетней женщине и избили её с изуверской жестокостью. Били её железными прутами, приговаривая: «Ты нам портишь весь квартал своими миссионерскими штучками!». Садисты сломали ей руку, раздробили кость ноги, изуродовали лицо. Женщина эта, кстати, вовсе не занималась миссионерской деятельностью (а если бы занималась, что, можно бить?). Наоборот, она преподавала еврейскую традицию желающим пройти гиюр.
Полиция знает тех, кто избивал женщину. Но арестовывать их и не думает: «Если мы попытаемся их арестовать, нас закидают камнями»
Можно пожалеть женщину, можно возмутиться поступком молодчиков, можно, даже, восхититься их поступком: «Молодцы! Нечего тут гойство разводить!» Но мне хотелось бы затронуть другой аспект этой проблемы. Вам не кажется, что в Израиле существует двоевластие? Есть категории людей, живущих по своим законам, отличным от законов государства Израиль, есть целые районы, живущие по этим законам, и власть в этих районах своя. Так бывает, например, во время войны. Но в этом случае правительство делает всё возможное, чтобы вернуть себе контроль над этими районами. И если у него это не получается, то, рано или поздно, этому правительству приходит конец. Руководство же государства Израиль капитулировало и опустило руки. Или, наоборот, подняло? Вы понимаете, что это значит? Это – начало конца. Причём, вот ещё один очень важный момент: ультраортодоксальная альтернативная власть не намерена довольствоваться только своим сектором. С одной стороны харедим требуют, чтобы никто не смел, вмешиваться в их дела, а с другой сами вмешиваются в дела светских граждан всё активнее. И аппетиты их всё растут. Кто бы ещё несколько лет назад мог подумать, что они потребуют запретить женское пение и рекламу с изображением женщин (не обнажённых, просто женщин)! А дальше будет только хуже.
Некоторые предлагают ввести автономию для ультрарелигиозных. Пусть живут там, как хотят, лишь бы не мешали жить другим. Когда-то я и сам предлагал то же самое. Теперь понимаю, что был неправ. Даже сейчас, без официальной автономии, в религиозных кварталах, пока не имеющих официального статуса вызрело нечто жуткое. Харедим свели свои контакты с остальными миром к минимуму. Остальной мир они считают враждебным. Их мировоззрение: есть они, и есть остальные, которые только и думают, как их уничтожить. Остальные это и арабы, и антисемиты и просто не евреи (а они считают, что все не евреи – антисемиты) и светские евреи, и умеренно религиозные евреи и, даже, ультраотодокасальные евреи других направлений. Синдром осаждённой крепости, короче. Все кругом враги. Иду по улице, подбегает ко мне мальчик лет трёх и пытается ударить меня ногой. Выразительно смотрю на мальчика. Он оборачивается к своей маме, которая стоит тут же: «А он без кипы, вообще!» Ребёнок не виноват, виноваты родители.
Постоянно численность ультраортодоксов растёт. Усиливается их обособленность, расширяется и углубляется трещина, разделяющая светский и религиозный Израиль. Усиливается и их радикализация. Всё меньше терпимости, всё больше настойчивости. Всё это вместе говорит о том, что влияние религиозных на жизнь Израиля будет только усиливаться.
Отступление первое. Вспомним, что Израиль изначально не был задуман и не создавался как государство только для ультраортодоксов. С самого начала он задумывался как прибежище для любого еврея, религиозного или светского, где он мог бы укрыться от преследований по национальному признаку, Теодор hерцель не был ультраортодоксом и Бен-Гурион тоже. Во время погромов страдали не только цадики в лапсердаках. Во вторую мировую войну гитлеровцам тоже было абсолютно всё равно, соблюдает ли еврей заповеди, и не ест ли свинину. В газовые камеры отправляли и цадиков с пейсами и совершенно светских врачей и адвокатов и коммунистов, считавших, что религия, в том числе иудейская – опиум для народа. Но ультаортодоксы говорят: «Если ты не соблюдаешь заповеди, какой ты еврей?» Они уверены, что им и только им принадлежит эта страна, а все остальные – досадное недоразумение. Может, правда нам тут не место и пора нам собирать чемоданы?
Недавно женщина звонила в передачу «Гайд-парк» Она была возмущена тем, что некоторые жители Израиля выражают обеспокоенность по поводу роста числа ультраортодоксов. Мол, как это так? Евреев становится больше, а они не радуются! Даже сравнивала недовольных с антисемитами. Рождение ребёнка, это всегда радость и мы бы радовались… если бы нас не мучил вопрос: а кто его кормить будет? Мы. Ведь значительная часть харедим не работают, простите, в нашем, светском, понимании слова.
В семье учителя может быть воспитан инженер, в семье пекаря – врач. Но ешиботники воспроизводят, как правило, ешиботников и жён ешиботников. Таким образом, доля лиц, занимающихся исключительно религией, будет расти и расти. И, соответственно, доля лиц, занимающихся производительным трудом – уменьшаться. Мне могут начать доказывать, что знатоки Торы Израилю необходимы, как воздух. Допустим. Но если все будут только Торой заниматься, кто будет выращивать хлеб, доить коров, водить поезда, лечить людей?
Отступление второе. Евреи учат Тору с древнейших времён. Но никогда до наших дней изучение Торы не являлось поводом освобождения от всех работ. Крестьянин пахал, сеял, собирал урожай, а потом нёс плоды урожая в Храм. Сапожник тачал башмаки в мастерской, а потом шёл в синагогу. Врачи, адвокаты, ювелиры, часовщики… Никто работу за них не делал. Да, всегда было какое-то количество тех, кто занимался исключительно религией. Но их процент их был не столь высок. В основном верующие евреи, всё-таки, работали. А если бы не работали, кто бы их кормил? Так почему же сейчас верующие считают, что работа – удел светских?
Ну, а теперь – прогноз. Если ничего не изменится, то доля религиозного населения, будет неуклонно расти. С ростом доли религиозного населения будет расти численность религиозных депутатов и их влияние в Кнессете и в местных органах самоуправления. Будет приниматься всё больше законов, не популярных у светских граждан. А на помощь религиозным депутатам будет приходить вторая власть, не подчиняющаяся государству. И влияние этой власти будет всё больше. Вскоре людей не так одетых и не так думающих будут избивать не только в религиозных кварталах, но и на Аленби. И полиция не посмеет вмешаться. Постепенно эти две власти срастутся. Чем хуже будет светским гражданам, тем меньше светских олим приедет в Израиль и тем больше светских йордим из него уедет. А это, в свою очередь, ещё более увеличит долю религиозных. В химии процессы делятся на эндотермические и экзотермические. Чтобы эндотермический процесс шёл, нужно постоянно затрачивать энергию. При экзотермическом же процессе, энергия выделяется в результате самого процесса: стоит его запустить, а он дальше сам себя поддерживает. Вот так будет и с процессом харедизации. И наступит время, когда большая часть светских уедет, а Израиль полностью окажется в руках религиозных.
«Вот и хорошо! – скажет кто-то, – пусть катятся! А мы будем жить по Торе. Никаких свиных магазинов. Никакого транспорта в шабат. Тишь и благолепие на святой земле!» Но в том то и дело, что радость эта будет не долгой: такое государство окажется совершенно нежизнеспособным. Как уже говорилось выше, значительная часть ультроортодоксов не работает или же работает внутри своего сектора (преподаёт в ешивах, убирает синагоги и т.д.) Не стану сейчас дискутировать на тему, насколько такой труд нужен. Но уверен, что сами ортодоксы прекрасно понимают, что остальные работы тоже кто-то должен осуществлять. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, медицина… Кто всем этим займётся? Ведь светские разбежались, а ультраортодоксы считают этот труд ниже своего достоинства. Что они будут делать, когда некому станет производить молоко? Откуда возьмутся субботние халы и маца, если не будет хлеборобов, мукомолов, пекарей? Кто будет печатать священные книги, если опустеют типографии? Кто отвезёт их в гости, если разбегутся водители автобусов? Но и на личной машине долго не проездишь без ремонта, в прочем, бензин ещё раньше кончится. Что? Харедим в этом случае начнут работать? А как? Мало того, что не привыкли, но, ведь они же, в основном, ничего не умеют! В некоторых религиозных школах не преподают даже самых базовых предметов, даже математики. Ну, самые примитивные работы, допустим. А как с остальными? В прочем, всё произойдёт гораздо раньше, чем светских в Израиле не станет совсем. Уже сейчас в Израиле работает только 35% населения. Пока что на одного с сошкой только двое с ложкой. Но это соотношение постоянно меняется и, причём, в худшую сторону. И, если ничего не предпринять, рано или поздно наступит момент, когда экономика рухнет. Даже не обязательно, чтобы работающих стало 0% (как я уже говорил, некоторые харедим, всё-таки, работают). Но наступит соотношение между работающими и иждивенцами, при котором экономика страны не может не только быть эффективной, но просто существовать. Сначала станет дефицитным бюджет. Потом дефицит будет расти. Потом бюджет проедят окончательно. И в один прекрасный момент выяснится, что казна пуста, что не осталось денег ни на пенсии, ни на медицину, ни на что. Подозреваю, что когда вопрос встанет именно так, последними урежут ассигнования на религиозный сектор. Уже и пенсии платить перестали и медсёстры 3 месяца без жалования, но придёт рав за деньгами на синагогу и получить их сполна. Но и этому придёт конец. Экономика рухнет.
В прочем ещё неизвестно, что рухнет раньше. Возможно, первой рухнет армия. Религиозные, как правило, служить не хотят, а светских вскоре не хватит. Опять же, финансирование. На что деньги нужнее, на новое оружие или на новые тфилины? Конечно же, на тфилны! Без танков как-нибудь перебьёмся, а без божьей помощи – никак. Представляю себе ситуацию: арабские танки уже едут по Нетании, а в Бней-Браке ещё возводят очередную синагогу.
И настанет Израилю конец. Что? Слишком мрачно? Но это так. Если я неправ, укажите на ошибку в моих рассуждениях.
Так что же, Израилю предстоит неминуемая гибель? Спасения нет? Разумеется, есть. Я же сказал: так будет, если ничего не изменится. Вот и надо изменить.
Итак, что же делать, чтобы этот жуткий сценарий не стал реальностью?
1. Для начала арестовать негодяев, избивавших женщину. Любой ценой нужно доказать, что власть в стране одна. Будут бросать камнями? Пускай бросают. Полиция знает, что делать в таких случаях. Есть пластиковые щиты, дубинки, водомёты, резиновые пули. Будут сопротивляться – арестовывать. 100, 1000, 10 000. И впаять сроки на полную катушку за неподчинение полиции. Начнут стрелять – стрелять в ответ на поражение. И так делать всегда. Жёстко? Да. Но, поймите, нет другого выхода. Иначе – гибель.
2. Распустить «полицию нравов». В Израиле должна быть только одна полиция. Если не подчинятся – см. п.1
3. Полностью прекратить финансирование религиозного сектора. Ни шекеля на синагоги, ешивы и проч. Пусть сами себя финансируют. Во всём цивилизованном мире так: верующие люди отчисляют от своих доходов какую-то часть и за счёт этого существуют все религиозные учреждения.
4. Организовать для религиозных курсы, на которых они получат элементарные знания и навыки и будут обучены полезным профессиям. Разумеется, всё это время им нужно будет платить стипендию. Но пусть это будет самая последняя трата на религиозный сектор.
5. Ликвидировать обособленность ультрарелигиозного сектора. Сломать границы гетто, в которое они себя загнали. Частично это будет реализовано тем, что харедим придётся выйти на работу. Но, кроме того, нужно реформировать систему образования. Не должно быть школ светских и религиозных. Только общеобразовательные. Обязательное образование для всех со всем набором необходимых предметов. Вместе светские и религиозные, мальчики и девочки. Если религиозные родители захотят, чтобы их дети изучали религию – пожалуйста, но после школы. Отсидит ребёнок положенное в школе, и пусть идёт в другое заведение. Но чтоб корни извлекать умел, и Гибралтар отличал от Юлия Цезаря! И уж, конечно, никаких закрытых учебных заведений типа интернатов. Таким образом, будут решены сразу две задачи: а) Религиозные дети получат нормальные знания и, в последствии смогут работать и б) Будет сломана перегородка. Дети харедим будут общаться со светскими сверстниками. Они убедятся, что хилоним – не шайтаны с рогами, а такие же люди, как и они. И что кроме собственной квартиры и синагоги есть огромный, обалденно интересный мир. Вероятнее всего, многим детям этот мир понравится, и они не захотят возвращаться к молитвам и постам. Но даже те, кто останется в лоне религии, уже не будут смотреть на светских граждан так, как смотрели их отцы.
6. Никаких освобождений от армии, кроме как по состоянию здоровья.
Кто-то усмехнётся моей наивности: Как же! Кто-то позволит это сделать! Датишные партии зарубят любой законопроект, хоть чуть их ущемляющий. А такое… Для того, чтобы законопроект не зарубили нужно предпринять вот что:
Парадокс демократии: антидемократические силы часто пользуются демократическими инструментами (выборы, свобода слова, союзов, собраний и проч.), чтобы эту самую демократию укокошить. Примеров тьма. Ну, вот, например, в Германии в 1933 году пришли к власти нацисты. Они победили на самых что ни на есть демократических выборах. Как этого избежать? А просто перекрыть антидемократическим силам возможность пользоваться этими инструментами. Экстремистские организации должны запрещаться законом. И никаких стенаний по поводу попрания прав и свобод. Да, у нас разрешено всё, кроме…Демократия имеет право защищаться. То есть часть религиозных организаций признаётся экстремистскими и распускается. Их же члены (даже, если остаются на свободе) лишаются избирательных прав. Активного и пассивного. И ничего в этом особенного нет. Прецеденты в истории были. Разумеется, я ни в коем случае не агитирую за лишение избирательных прав всего религиозного населения: только чокнутых экстремистов, топа «полиции нравов».
Представляю, какие будут отклики на эту статью! «3000 лет еврейский народ существует и существует, благодаря религии. Из Египетского рабства мы вышли, филистимлян не смогли нас уничтожить, и вавилоняне не смогли вытравить нашу религию, и в рассеянии мы её сохранили. Гитлер не мог! А вот этот вот … предлагает нам самим, собственными руками уничтожить то, что в течение 3 000 лет…» и далее в том же духе. Дорогие мои оппоненты! Не надо передёргивать, пожалуйста. В мои планы не входит ни уничтожение еврейского народа, ни его религиозной части. Наоборот, я считаю, что только эти меры могут спасти Израиль от гибели. Никто не собирается стричь верующим пейсы, заталкивать им в рот свинину в сметане и катать их по субботам в связанном виде на автобусах. Всё останется, как было и лапсердаки и маца и шабес. Только не за наш счёт. За свои увлечения каждый должен платить сам. Вот я люблю ходить с друзьями в сауну. Платим в складчину. И не требуем от государства, чтобы оно платило за сауну, за нашу трапезу там, да ещё освободило нас от работы за то, что мы ходим в сауну. Да, конечно, в случае, если будут приняты предложенные мною меры, ультраортодоксальная община уменьшится. Но если вдуматься, то это пойдёт ей же на благо. Уйдут те, для кого религия была кормушкой, и останутся те, кто, действительно, решил посвятить себя службе богу. А тому, кто будет стенать и плакать, что, дескать, погибнет еврейская вера, можно напомнить про рабство в Египте, Вавилонское пленение, насильственное крещение, черту оседлости, Гитлера и проч. Евреи сохранили свою веру и в более тяжёлых и опасных условиях. В СССР не было ни религиозных школ отдельно для девочек, отдельно для мальчиков, ни кошерных магазинов, ни освобождения верующих от армии ни кашрута в оной, и синагоги не в каждой области были и за веру могли и упечь в места не столь отдалённые. Однако как часто мы, проходя по улице мимо мужчин в лапсердаках и женщин в длинных юбках, слышим русскую речь! А в Израиле, даже после принятия предлагаемых тут мер, условия всё равно останутся самыми благоприятными для иудеев. Кто считает по другому, пусть назовёт мне другую страну, где с религиозными евреями будут так цацкаться.
Я понимаю, если всё это сделать, Израиль ждут большие потрясения. Но если этого НЕ сделать, Израиль ждёт неминуемая гибель.