Стоит привести некоторые интересные выдержки, которые, в принципе, в очередной раз подтверждают тот простой факт, что православие никогда не являлось чем-то особенным для простого народа и для российской истории. Это лишь инструмент, который использовался в политических целях.
В данном случае выдержки будут приводиться интересные. Обличать попов Российской империи будут не «злобные враги церкви», а сами попы Российской империи. Большая часть цитат относится к концу XIX и началу XX века.
Итак, начнем. Во-первых, стоит отметить интересную особенность поповского сословия. Дело в том, что альтернатив обучения было немного: в основном это семинария или университет. Понятно, что после первого можно было стать попом, а второе могло предвещать чиновничью карьеру (для карьеристов и то и другое было актуальным в ту пору особенно). Вот что произошло после того, как семинаристам позволили поступать в университет:
«За период с 1867 по 1891 г. число желающих обучаться в духовных учебных заведениях сократилось с 53,5 тыс. до 49,9 тыс. человек. О низком уровне престижа служителей церкви свидетельствуют следующие факты: в 1863 г. студентам духовных семинарий разрешили поступать в университеты, и уже к 1875 г. среди студентов 46% составляли бывшие семинаристы. В 1879 г. обеспокоенное церковное ведомство добилось отмены этого разрешения»" (Русское православие, 1897, с. 168).
В целом обучение было недоступно большинству, и подчас уходить в семинарию было необходимо, чтобы в дальнейшем прожить «халявщиком», а не, скажем, военным или мелким чиновником, а может и чего похуже.
Теперь хотелось бы обратиться к гонениям. Сегодня всячески культивируется тема, что, мол, они начались только при большевиках. И что простой народ к ним не имел никакого отношения, что это лишь волюнтаристские методы большевистской верхушки. А в Российской империи никто бы не «посмел поднять руку на батюшку». Однако все было сложнее:
«Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живется. Священнику не хотят совершенно платить за требы, оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой притч; есть еще прискорбные факты – это случаи убийств, сожжения священников, случаи различных грубых издевательств над ними» (Христианин, 1907).
Прямо идиллия, ничего не скажешь, учитывая тот факт, что крестьяне были обязаны посещать поповские службы. А попы, несмотря на то, что им платили зарплату как чиновникам из казны, все же пытались обобрать нищего крестьянина до нитки.
И в дополнение к этому несколько похожих цитат:
«За последнее время отношения причта с крестьянами сильно обострились на почве высоких поборов при совершении разного рода треб и таинств; так, например, были случаи, когда за недоплату нескольких копеек покойник оставался не погребенным около суток после того, как был перенесен в церковь. Но что более всего озлобило крестьян – это такса, установленная нынешним постом за исповедь по 12 копеек с души…» (Из донесения скопинского исправника Рязанской губернии за 1907 г.).
«Священники только и живут поборами, берут… яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, и деньгами: умер – деньги, родился – деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с притчом) земли…»
«Началось заметное движение против духовенства» (Аграрное движение, 1909, с. 384).
Интересно, а какой они еще реакции ожидали, если судить по действиям? Когда священники перестали быть чуть ли не полицейским и государственным органом, то крестьяне их просто начали массово уничтожать. Ведь в ту бытность крестьяне работали по 12-16 часов в день, имели множество «повинностей», ужасающие условия жизни, а тут еще попы со своей навязчивой пропагандой и вымогательством денег или нажитого добра.
Стоит также выделить особое место отношению церкви и государства, которое было очевидным. Ведь любой поп был в то же время и государственным чиновником:
«Уже целое столетие духовенство православное служит в известном отношении «притчей во языцах», вместилищем и олицетворением богатства, жадности и корыстолюбия…» (Левитов М. Народ и духовенство. Казань, 1907).
«Церковь и духовенство покрывали своим высоким званием все, что делало правительство. За долгие годы, протекшие со времен Петра Великого, не было такого преступления, совершенного правительством, которого бы не освящала церковь…
Все долгие тяжкие годы крепостного права не раздавалось голоса… с амвона: стыдно, противно Христову учению – закрепощение одних людей другими» (Рюминский А. Духовенство и народ (Церковь и государство). СПб., 1906 ).
Как видно, это признавали, в том числе сами церковные служители. Впрочем, считать это искренностью тоже не стоит. Надо помнить, что они в первые дни отказались от царизма, как только появилось временное правительство.
И напоследок стоит процитировать слова, которые свидетельствуют об общей апатии населения к церкви:
«На фабриках, рудниках и заводах… замечается полный индифферентизм к религии церкви и ее установлениям… Они относятся также безразлично и к духовным пастырям своим» (Из отчета Екатиринославской епархии за 1898 г.).
«То недоверие, с каким прихожане относятся к попыткам духовенства сблизиться с пасомыми, та неприязнь, граничащая с открытой враждой, … свидетельствуют о том, что духовенство начинает утрачивать былую любовь и авторитет среди прихожан… (Медик. Откровенное слово по поводу настроения умов современной интеллигенции // Миссионерское обозрение, 1902. №5).
Здесь есть как правда, так и лукавство. Дело в том, что никаких попыток «сблизиться» не было постольку, поскольку «сближаться» заставляло правительство насильно, вне зависимости от чьего либо желания. Это, во-первых. А во-вторых, стоит сказать, что «былая любовь и авторитет» это давняя ложь. В любое время попы пытаются сказать что-то вроде: «да, сегодня что-то не то, однако вот раньше было время…». И сегодня такими же байками обманывают граждан. Что, мол, РПЦ сегодня не такое, оно далеко от бога, но вот раньше оно было то, что надо, а люди прямо искренне туда ходили.
Стоит сказать, что никакого «золотого времени» у РПЦ никогда не было. Когда они могли быть, по мнению этого автора «авторитетными среди прихожан»? Когда продавали рабов или убивали язычников? Или когда устраивали религиозные войны или сжигали людей просто так? Это очень сомнительно. Надо помнить, что до Петра Iза отказ от служения РПЦ – смерть. В том числе во времена татаро-монгольского Ига. Хан лично давал ярлык православной церкви и велел своим же воинам убивать тех, кто отрекается от православия. Или даже такой ярлык:
«Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрёт злою смертью».
Так что использовали православие в качестве рабских цепей не только Русские князья, попы, но и ханы. Попы за свою историю успели присягать любым врагам России, включая поляков, наполеона и фашистов. Думать, что эти люди заинтересованы в чем-то кроме власти и наживы просто наивно. Но это детали.
А самое важное – это вывод. Может ли это сомнительное дело представляться как нечто формирующее нацию, культуру и традицию народа? Такой вопрос напрашивается самим собой, если внимательно изучить ситуацию и судить «по делам их», а не по тому, что они сами о себе думают и постоянно транслируют в СМИ.