Больше героев, хороших и разных[/h]           19.07.2014      http://kritix.ru/images/img/41d4f2460518eea2dsgdg2d5.jpgСегодня  власть занимается раскруткой Русской православной церкви, и именно  поэтому необходимо начать рекламировать деятельность «святых» прошлого,  причем пользоваться невежеством слушателей, которые, собственно, ничего  не знают об этих «святых».
   В честь 700-летия Сергия Радонежского власть потратилась здорово. В  частности, помимо просто организации «празднеств», государство выделило  средства на реставрацию более 700 торговых точек РПЦ, а они «посвящены» Радонежскому.

Отметились чиновники, которые приняли участие практически в полном  составе, поскольку юбилей этого «святого» - общенациональный праздник.  Хотя в действительности не столько праздник, сколько пропаганда  религиозного мракобесия.
И главная фигура, которая как бы «благословила» все это мероприятие,  даже не патриарх Кирилл, а Путин, который демонстрирует свою  «духовность» исключительно на камеру, хотя по факту является гарантом  конституции и должен отстаивать принципы светского общества. Т.е.  принцип, что религия – частное дело каждого гражданина, и что никакая  религия не должна устанавливаться в качестве государственной или  обязательной.
Тут же происходит все явно в пользу бизнес интересов РПЦ, поскольку  это не только реклама, но ведь еще и колоссальные деньги на «поддержку».  Никакая другая религиозная организация в РФ не получает такой же  поддержки со стороны правительства, и это говорит о том, что  правительство попросту не отстаивает конституционные принципы.
Стоит отметить, что реальная история Радонежского совершенно никак не  красит. В большей мере он известен как человек, который сумел в рамках  монастыря устроить феодальное хозяйство, и в целом «ставить» на  победителя, т.е. оправдывать «божьей волей» главенство Москвы над  остальными княжествами. А в остальном-то что? Есть некое «житие», где  указано, что он исцелял мертвых, переносился «чудесным образом» из одной  точки в другую, а также научился грамоте сразу же после молитвы. Стоит  ли это вообще рассматривать?
В любом случае главное, что приписывают Радонежскому в истории, так  это мнимую победу над игом. По факту же никакой победы не было. Донской  сражался с узурпатором Мамаем за истинного наследника орды Тохтамыша.  Победа над Мамаем вовсе никого ни от чего не освободила, а Тохтамыш  затем вновь захватил Москву, дабы взять не только дань, но еще и военные  издержки:
«24 числа, подошёл к кремлю сам Тохтамыш, и началась осада.  Татары пускали стрелы как дождь, стреляли без промаха, и много падало  осаждённых в городе и на стенных забралах; неприятель поделал уже  лестницы и лез на стены; но граждане лили на него из котлов горячую  воду, кидали камнями, стреляли из самострелов, пороков, тюфяков (ружей) и  пушек, которые здесь в первый раз упоминаются. Но силой не удалось  взять Москву, они обманом его взяли» (Соловьев, история России с  древнейших времен, Т. 3)
Т.е. после «победы», вновь захват. Снова дань и снова ярлыки от орды. Героический Радонежский в это время:
«и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь» (Полное собрание русских летописей. СПб., 1853. Т. 6. С. 122).
Т.е. не совсем понятно, о чем вообще идет речь, о каком непонятном  подвиге Радонежского можно говорить? Допустим, что он благословил на  битву Донского (что не является фактом), и Донской победил  «неправильного» наследника орды, дабы утвердился «правильный», и в чем  подвиг? Если вы на ставках в боксе поставите на победителя, и если он  победит, то это ведь не значит, что он победит благодаря тому, что вы на  него поставите.
Когда родился Радонежский - платили дань, и когда он умер - тоже  платили. Есть еще миф, что якобы он отличился тем, что его «мощи»  исцеляли болезни, и якобы за сотни лет даже никак не испортились, однако  в 1919 году их исследовали:
«Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие  кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в  провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы» (из  отчета VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов.  "Революция и церковь", 1920, № 9).
Т.е. обычный исторический миф, который действовал на невежественные  массы Российской империи, похоже, собираются использоваться в  современной Российской федерации. Видно, как правительство уважает  народ.
И теперь хотелось бы привести слова Путина:
«В заветах Сергия Радонежского кроется ключ к пониманию России»
В каких заветах? Большая часть информации об этом «святом» вряд ли  заслуживает доверия, поскольку в основном там речь идет о «чудесах»,  которые придумывают авторы «жития» или книги с названием вроде «великие  чудеса Сергия Радонежского». По большому счету речь идет не о  Радонежском как о реальной исторической фигуре, а о мифологическом  персонаже, т.е. рассказывают легенды, которые ходят в среде православных  фанатиков и монахов об этом «святом». Учитывая тот факт, что в  определенный период почти никто и не сомневался в «чуде», то легенд  выдумали слишком много.
Сам же Радонежский в действительности ничего такого нового не сказал.  Это вовсе ни Августин, ни Аквинский и ни Дамаскин. Т.е. он даже ничего  не добавил к христианской теологии, да и по современным понятиям он  все-таки жил до реформы Никона, а поэтому для православных после реформы  он вполне может считаться даже еретиком.
Путин сказал «конкретнее», что, мол, заветы Радонежского ведут:
«К познанию первооснов - ее исторических традиций, единства и  сплоченности. Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших  вековых ценностях - сила России, ее великое прошлое, настоящее и  будущее!»
Теперь ясно, о чем идет речь, т.е. Путин просто использует историческую фальшивку в качестве аргумента.
В «житие» есть следующие строки, которые якобы говорил Радонежский Донскому:
«Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом  славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет  тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью  вернешься»
Стоит сказать, что это житие сделано уже после смерти Радонежского, и  в целом подвергалось православной редакции, дабы «святой» был приемлем  для современности.
Важно отметить, что сама по себе цитата Сергия, которая записана не  буквально, а по «воспоминаниям», хотя формально Епифаний и не  присутствовал при встрече, а лишь впоследствии узнал о ней, не имеет  никакого смысла. Донской не сражался против ига – он сражался против  узурпатора, т.е. в интересах ига. Радонежский, который тоже был связан с  игом (получал ярлык) ни в коем случае не мог говорить подобное, т.к.  это даже не столько опасно, сколько бессмысленно. Да и орда с церковью была в хороших отношениях.
Т.е. Путин совершенно незаслуженно хвалит Сергия. Для орды Москва -  удобный центр. И поэтому, когда Сергий фактически склонял других князей  повиноваться Москве, то он действовал исключительно в интересах орды. За  что и были ярлыки вроде:
«Кто будет хулить веру русских или ругаться над нею, тот ничем не извинится, а умрёт злою смертью».
Церковники частенько признавали, что период орды был «золотым» и для попов:
«В татарский, или монгольский, период, независимое положение  церкви нашей упрочилось благодаря покровительству татарских ханов  Золотой Орды. В этот период времени церковь наша получает от ханов  особые привилегии, благодаря которым духовенство благоденствует и  становится крупной капиталистической величиной» (Странник, 1912, № 8)
Т.е. выступать против орды – чистое безумие.
Ученый из РАН Дмитрий Тимохин отмечает, что попы:
«просто молились за здоровье ордынского хана, как за законного  правителя русских земель. Это сейчас такая ответная «услуга» кажется нам  абсурдом, но для средневековых людей это действительно имело значение»
Пока орда не потеряла влияния из-за внутренних конфликтов, попы в  целом поддерживали ее. Когда же слабость была очевидна, то и попы  отступили. Они так всегда поступали, даже с самодержавием.
Путин отметил и «великую роль» Радонежского, если говорить о церкви:
«Он стал вдохновителем патриотического, национального,  нравственного подъема. Содействовал укреплению Православной церкви и  строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и  настоящими крепостями, стражами России»
Да уж. Крепостничество, холопство, отсутствие науки, культуры,  образования и нормальной медицины – хорошее подтверждение великой  «работы» подобных деятелей.
Не совсем понятно, чего хорошего в укреплении православной церкви и  строительстве монастырей. Тем более что эти «центры» не спасти ни от  нашествия, ни от смены правительства, ни от бунтов, ни от революций.  Фактически влияние попов в действительности не могло предотвратить даже  малейшие крестьянские волнения, о какой страже можно говорить?  Путину-то, конечно, хочется верить, что сегодня попы будут хорошими  стражами, но всегда нужно помнить, как они быстро переключились от  одного к другому (т.е. от самодержавия к временному правительству).
И хочется отметить, что не церковь страж, а государство страж церкви. Ведь законы, которые карали за переход из православия в другой культ, все же действовали по инициативе государства.
По большому счету можно сказать, что это сомнительный праздник.  Возможно, это связано с тем, что нынешнему правительству просто сложно  найти героев, причем таких, которых можно было бы еще и привязать к  нынешней идеологической конструкции, которая сама по себе в большей мере  напоминает какую-то пародию на черносотенство.
Доцент кафедры ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ Сергей Иванеев отметил, что часто власти заходят уж очень далеко:
«Смотрю фильм "Сергий Радонежский. Заступник Руси" и вижу  очередной раз на государственном телеканале пропаганду  клерикально-черносотенной идеологии в светском пока еще государстве.  Авторы фильма договорились до того, что в очередной раз оскорбили всех  ветеранов битвы за Москву тем, что якобы спрятанная голова Сергия в  Хотьково помогла решить исход этой битвы в нашу пользу. Вбивают в головы  молодежи ложную идею мракобесия, заставляют через экран ящика доверять  искаженным представлениям богословия. Это оскорбление всех неверующих  ветеранов войны»
Увы, но к пропаганде исторической мифологии присоединилось и министерство культуры,  заявив, что в школах нужно изучать жизнь Радонежского. Вероятно, в  скором времени власти найдут еще кучу разного рода «святых». Отличный  претендент – Иосиф Волоцкий.