А вот теперь начинаем кашу расхлёбвать. Возвращаемся к нашим закладкам Так как разрешить парадокс демократии? Помните фразу времён Перестройки «Демократия – это не вседозволенность»? В те времена эта фраза использовалась консерваторами, чтобы «слишком много» свободы не стало. Но тем не менее, мысль верная. Свобода одних размахивать руками заканчивается там, где начинаются носы других. НЕ всё можно. Можно всё КРОМЕ. Всё кроме того, что направлено на разрушение демократии. В частности, когда появляется партия, ставящая своей целью установление диктатуры, которая разжигает национальную вражду и так далее, то такая партия не должна быть допущена к выборам. Более того, её существование не должно быть допущено в принципе. Более того, не должны допускаться любые публикации и даже устные высказывания в таком духе. А как же свобода слова, печати, союзов? А вот это и есть единственный способ сохранить эти свободы. Противоречат ли правила дорожного движения свободе передвижения? Садись за руль и езжай когда хочешь и куда хочешь. Хоть налево, хоть направо, хоть прямо! Но на зелёный свет, не по встречной полосе и т.д. Означает ли «кирпич» попрание свободы передвижения? А если водителю именно туда и хочется? Ему хочется, а ему не разрешают! Или хочется ехать по тротуару?
Тут я не сделал открытия. Ни один самый раздемокраичный демократ не станет утверждать, что свобода – это когда разрешено абсолютно всё... Тем не менее в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты… Ладно, это мы проходили. Но, похоже история ничему не учит. В самых демократических странах весьма вольготно чувствуют себя враги демократии, как неофашисты, так и исламские фундаменталисты. Их организации действуют легально или полулегально (де-юре запрещены, а де-факто их никто не трогает). Митинги, шествия, газеты, я уж не говорю про выступления в Интернете. А скажешь – «Но у нас же демократия! Свобода слова!» Вот именно: демократия! И если мы хотим, чтобы и дальше была демократия, нужно решительно пресекать деятельность, представляющую угрозу для демократии. Предельно жёстко. Закрывать газеты, запрещать демонстрации и митинги, а несанкционированные… нет, не разгонять, наоборот, арестовывать в полном составе. А не хотят идти – по почкам! Это враги! А потом – прошерстить Интернет, пройти по домам и арестовать авторов экстремистских постингов. Предельно жёстко: мордой в пол. И судить. И давать не условные а реальные сроки и не за хулиганство, а за разжигание межнациональной розни. Да, свобода слова. Можно написать: «Мой любимый певец – Киркоров. Он гений!», можно написать: «Терпеть не могу Киркрова! Гнать такого со сцены!». Можно написать «Давайте построим на этом месте мечеть» или «Ни в коем случае мечеть тут строить нельзя!» Можно писать, что нет бога, кроме Аллаха и Магомет – пророк его, можно убеждать, что халяльное мясо полезнее и так далее, но тот, кто призовёт истреблять неверных, должен понимать, что ближайшую ночь он проведёт не в комнате, а в камере, также, как и последующие ночи. За призыв «Бей жидов!» или «Мочи хачей!», разумеется, тоже. Возможно, эти трое в тот же вечер даже поужинают вместе в тюремной столовой. Демократия должна уметь себя защищать. И не обязательно прямой призыв к насилию. Поддержка или оправдание террора должны пресекаться точно также. «Я Куаши!» Ах, ты Куаши? Ну, так и не обижайся, что к тебе и отнесутся соответственно! Братцев-террористов пристрелили как бешенных собак. И правильно! Хороший Куаши – мёртвый Куаши. Да, разумеется, если христианин, если представитель титульной нации одобряет исламский террор, с ним следует поступать точно также. Никакой дискриминации!
Далее, должны существовать некие законы, которые невозможно изменить в принципе. Даже если за это изменение проголосует большинство. Вот именно те законы, без которых демократия исчезнет. Например, правящая партия предложит референдум об отмене всех выборов и назначении президента императором с правом престолонаследования. Так вот, референдум такой изначально будет незаконным, даже если все 100% населения страны поддержат эту идею. Потому что даже если большая часть населения свихнулась и захотела отказаться от демократических прав и свобод посадить себе на шею тирана, то жить притирании придётся будущим поколениям, которые никто не спрашивал. Вот так!
Теперь об умеренном исламе. Существует ли он? Довольно часто от исламских деятелей можно слышать, что ислам – религия мирная, что нормальные мусульмане осуждают фанатиков-убийц. У очень многих НЕ мусульман подобные заявления вызывают скептические улыбки: «Ага! Знаем мы, какие вы мирные!» Тем более, что этот тезис часто повторяют, в том числе, представители настоящих террористических организаций, у которых самих руки по локоть в крови, Насралла, например. И, в качестве доказательства невозможности мирно договориться с мусульманами, приводят выдержки из Корана, с призывами истреблять неверных. Так вот, мирные мусульмане на самом деле СУЩЕСТВУЮТ. И ужиться с ними вполне возможно. Как так? Ведь в Коране ясно написано, что неверных нужно истреблять? Но в Библии кровавых мест ничуть не меньше. Однако в наше время очень редко убийства совершают фанатики-христиане. Ну, вот например, в Библии написано чётко, что запрещено работать в субботу, а ослушника следует побить камнями. Что? У христиан главный день не суббота, а воскресение? Но не побивают же и в воскресение! И среди евреев, сохранивших в качестве дня, посвящённого богу, именно субботу, ничего подобного не происходит. Более того, ни одна самая религиозная партия не предлагает вернуть эту практику. Почему? А вы спросите у верующих. Они начнут говорить про то, что сейчас другое время (а бог, что, отменял свои распоряжения?) или о том, что священные тексты не следует понимать буквально, что всё много в них иносказаний, намёков и имеется в виду нечто совсем другое. Ну, так и некоторые мусульмане говорят, что неверного нужно убивать в себе, бороться с грехами. Разница между мусульманами и христианами, вместе с иудеями в данном аспеките, всё же есть, но только в соотношении между просто верующими и фанатиками. В Европе когда-то было ничуть не лучше, и фанатики заправляли всем. Чем крестоносцы лучше джихадистов? Но отшумели крестовые походы, потухли последние костры инквизиции и в Европе и христиане, в массе своей, успокоились, сжились с демократией. Некоторые толерантны и веротерпимы, некоторые не любят иноверцев и атеистов, но законопослушны, а фанатики, которые готовы убивать несогласных если и встречаются, то в единичных экземплярах. А, вот у мусульман всё осталось как в древние времена, только оружие современное появилось. Не потому, что мусульмане хуже или их вера хуже. Вот так сложилось.
Существует много степеней и вариантов религиозности:
[LIST]
[*]Воинствующий атеист-богоборец,
[*]Просто атеист,
[*]Агностик
[*]Человек, считающий, что что-то ТАМ есть.
[*]Верящий «в охотку» Только то, что нравится или, хотя бы, не очень затрудняет. Украсить рождественскую ёлочку – почему бы и нет? Красиво и весело. Послушать службу? С удовольствием... Но только не завтра. Завтра я на вечеринку иду к друзьям. Слопать кулич на христианскую Пасху или/и мацу на еврейскую? Отчего бы нет. Можно даже и попоститься. А вот «не прелюбодействуй»… Нет, я так не согласен! Это не физиологично. Такая девочка попалась, а я, значит, отказаться должен?
[*]Умеренно верующий, старающийся соблюдать заповеди, регулярно посещающий культовые мероприятия, однако не расшибающий в молитве лоб.
[*]Набожный, но законопослушный, по принципу «Богу – Богово, кесерю – кесарево»
[*]Агресивно-религиозный. Может выйти на несанкционированный митинг, поорать. Может даже бросить камень в полицейского. Из толпы, конечно. Но на серьёзное преступление не пойдёт.
[*]Настоящий фанатик. По приказу духовного наставника или по собственной инициативе убьёт и себя и людей, не задумываясь.
[/LIST]
Разумеется, существует великое множество подвариантов.
Так вот, у мусульман всё точно также. Есть и верящие в охотку, которые мечеть раз в году посещают, и умеренно религиозные. Да, фанатиков среди мусульман на несколько порядков выше. Их очень много, фанатиков. Их недопустимо много. Но это глупо считать, что все мусульмане поголовно – фанатики и каждый из них только и думает, как бы вас зарезать.
Кого вы представляете себе, услышав слово «мусульманин» Бородатого террориста с бешеным взглядом и огромным ножом? А почему не вашего соседа Равиля?
Из сети: «Лассана Батили, уроженец Мали, ранее спас шестерых заложников во время нападения на кошерный супермаркет в Париже…
…Террорист, вооруженный двумя автоматами, ворвался в супермаркет и открыл стрельбу. … Батили увел шесть человек на нулевой этаж магазина, в момент когда преступник открыл огонь. Он выключил свет и попросил их не паниковать. Мужчина попытался также вывести их из здания, но люди были слишком напуганы.»
Мусульманин, между прочим.
Поймите: мусульмане бывают разные, очень разные, и относиться к ним нужно по-разному, а не мерить их всех одной меркой. Вот он, основной принцип. Вот главное, что нужно понять, чтобы провести кораблю между зелёной Сциллой и коричневой Харибдой в достаточном удалении от обеих.
Куаши и Кулибали убивали людей – пристрелить как собак! Ахмед живет себе, никого не трогая – пусть живёт и его пусть никто не трогает. Батили спас людей – почёт и уважение!
Теперь насчёт традиций, обычаев. «Чужие обычаи надо уважать!» Любые? Всегда? Вот у некоторых племён было принято людей кушать. И не потому, что голод. Обычай у них такой был старинный. И с объяснениями, почему так положено делать. Так что же, если представители такого племени поселились бы в Париже или в Москве, следовало бы развести руками: «Ну, что ж, обычай у них такой!»Ну, разве можно старинный обычай вот так взять и отменить, если деды их прадедов так жили?»? А что, простите выше обычай или закон, закон страны? Как быть, если обычай и закон противоречат друг другу? Закон должен потесниться? Ну, уж нет! Потесниться должен обычай. В любой уважающей себя стране (а европейские страны, думаю, уважают себя) закон должен быть превыше всего. Помните события в Москве на чеченской свадьбе, когда гости открыли стрельбу? Обычай не самый ужасный: всё же стреляли в воздух, а не в прохожих. Но могли попасть и в прохожих! Да, обычай старинный, красивый, но его выполнение является прямым нарушением законов Российской Федерации. Так что же делать? Возможны варианты:
1. Не стрелять на свадьбе. Вот такая странная свадьба: жених в строгом костюме, невеста – в фате. Гости, цветы, застолье и никто не стреляет. Никак?
2. Провести свадьбу в лесу, где, при наличии охотничьих билетов, стрелять можно
3. Провести свадьбу в тире.
4. Стрелять из игрушечного оружия.
5. Провести свадьбу в стране, где законы не запрещают стрельбу.
6. Наконец, можно, вообще, покинуть страну, где на свадьбе даже пострелять не дают.
Вот он, принципиальный подход. Закон превыше обычая. Да уважать обычаи, но только до тех пор, пока они не противоречат закону и не осложняют жизнь окружающим.
Вот, например, согласно обычаю «араб всегда должен держать свою маленькую чашечку [кофе] указательным и большим пальцами правой руки. Когда он хочет показать, что больше не желает кофе, он потрясывает чашечку движением руки.» (Ц) Да пускай себе потрясывает на здоровье! Кому это мешает, если, конечно, при этом он не проливает кофе вам на брюки или на юбку и не проявляет агрессию к тем, кто не желает поступать также. Есть обычаи достойные уважения, которые не мешало бы перенять, например, забота о стариках. А вот обычай выдавать несовершеннолетних замуж, да ещё и без их согласия должен быть искоренён, а те, кто попытаются его исполнить должны отвечать по всей строгости закона. «Да, мы понимаем что это ваш обычай, что он очень древний, что у вас так принято, но У НАС так не принято, более того, у нас это запрещено законом» . И важно чётко объяснить, что этот обычай под запретом не потому, что он мусульманский, а потому, что противоречит закону. Дикие обычаи представителей других религий тоже под запретом. Например, право первой ночи.
Да, это законное право человека, создать для себя максимально комфортные условия. А находясь в чужой стране, тем более. Не нужно кривить рожу заслышав незнакомую речь. Эти люди не обязаны говорить так, чтобы ты их понял. Говорить на своём языке, петь и слушать привычные с детства песни, есть привычную еду – их право. По возможности, разумеется. И, как говорилось выше, в пределах закона.
Это нормально, что выходцы из какой-то страны образуют общину. Нормально, когда община обретает структуру, помещение, органы, сайт, газеты. Но совершенно недопустимо, когда община превращается в государство в государстве, со своими законами, со своим судом, со своими карательными органами. Власть в государстве должна быть одна. И Абдулла должен подчиняться тем же законам, что Жан, Джек, Курт или Сергей. Никаких шариатских судов, шариатских патрулей. Даже если в каком-то квартале Берлина турки составляют 100% населения, это всё равно Германия, а не Турция и законы здесь должны действовать германские. И никакой дискриминации! К представителям титульной нации и наиболее распространённой религии это тоже относится. Не может какая-нибудь итальянская или российская деревня объявить, что будет жить по законам божьим, а итальянские (российские) законы её жителям не указ. В Иерусалиме есть районы, заселённые религиозными ультраортодоксами (не арабами, а евреями), в которые полиция сунуться боится: у них там свои законы, свои суды, своя система исполнения наказаний. С этим мириться нельзя. Не должно быть в государстве (любом) двоевластия. И попытки создания анклавов, не подчиняющихся центральной власти должны пресекаться, если необходимо, то и силовыми методами. Невмешательство в дела общины? Да, но до той степени, пока не нарушен закон. В этом случае вмешиваться не только можно, но и нужно. Религиозные деятели, нарушающие закон, тоже не должны иметь иммунитета от преследования по закону. Если мулла с кафедры призывает к войне против неверных, то его следует арестовать и судить. Что? Будет скандал? Будут беспорядки? Арестовывать и сажать. Не бояться. Да, демократия. Но нарушать законы никому не позволено. Кто то возразит: «Ну, арестуют несколько тысяч человек. И что с ними делать дальше?» Сначала, посадить в соответствии с УК, а потом – лишить гражданства и выслать ко всем чертям. После пары таких акций желание орать с перекошенной рожей «Смерть неверным!» и поджигать машины, пропадёт и у остальных. «Но ведь это с юридической точки зрения очень сложно, лишить гражданства». Ну, так надо предельно упростить эту процедуру! Ни в коем случае эти меры не должны быть направлены против мусульман как таковых: только против экстремистов и хулиганов. Права же мирных мусульман, наоборот, должны защищаться. Даже подчёркнуто защищаться. И мусульмане должны видеть, что их права защищаются, что если какая-нибудь бритоголовая скотина посмеет обидеть араба, турка, азербайджанца, узбека или таджика, то за ней тут же приедет машина и отвезёт её в ту же камеру, где уже сидит экстремист исламский. Причём, процесс над бритоголовой скотиной должен быть показательным, чтобы все видели: мы мусульман в обиду не даём. Принцип предельно простой: будешь вести себя по-человечески – и к тебе будет человеческое отношение, будешь вести себя по-свински – и к тебе будут относиться как к свинье.
Вот история, произошедшая где-то в Европе. Один мальчик, мусульманин увидел у одноклассника ручку с изображением свиньи. Мальчик попросил одноклассника убрать ручку, потому что изображенная на ней свинья оскорбляет его религиозные чувства. Одноклассник отказался. А на следующий день дети пришли в класс с портфелями, тетрадками, пеналами, воздушными шариками с изображениями хрюшек. У мальчика случился нервный срыв. В школу пришёл рассерженный отец… в общем история малоприятная. Ну, и как разрешить это противоречие? На первый взгляд, почему бы не уступить ребёнку? Ведь его одноклассникам не так важно, что там изображено на ручке: поросёнок или котёнок или щенок. А для маленького мусульманина свинья – нечистое животное и даже находиться рядом с её изображением для него невыносимо. Значит, одноклассники действуют чисто из вредности. Вредность – отвратительная черта, а мальчика жалко. Но, тем не менее, в данном конфликте я не на стороне несчастного мальчика. Одним из главных атрибутов демократии является плюрализм. Но плюрализм должен быть двусторонним, неправда ли? Европа принимает мусульман, которые во многом не похожи на европейцев. И если кого-то что-то раздражает в них, он должен терпеть (разумеется, как я уже говорил, это не распространяется на обычаи, противоречащие законам страны). Но разве мусульмане не должны также проявлять плюрализм? Ведь мальчика не пытались насильно накормить свининой! А свиньи на ручке у одноклассника чего бояться: она же НАРИСОВАННАЯ!!! Ребёнок не виноват, конечно. Виноваты родители, привившие ему с детства панический страх перед свиньями. Ну, ладно, мусульманам нельзя есть свинину. Никто не заставляет. Мы тоже много чего не едим. Ядовитые грибы, например. Мухомор, гриб далеко не самый ядовитый: бледная поганка и сатанинский гриб гораздо опаснее. Более того, много раз слышал, что мухоморы можно каким-то образом обезвреживать и есть. Но яркий красивый гриб стал символом отравы. А распространяется ли это на изображения мухомора? Ни в коей мере! Все мы видели игрушки-мухоморы, погремушки, карнавальные костюмы. А ещё, помните как часто украшали салат «оливье»: берётся крутое яйцо, срезается конец, на него кладётся половинка помидора, а на неё очень мелко порезанные кусочки белка того же самого яйца. А навесы форме грибов на детских площадках! И почему дети не боятся их? Почему с криком «Ой, там мухомор!» они не бегут с детских площадок? Так что же, нельзя ребёнка напугать навесом-мухомором? Ещё как можно! Подойти к маленькому ребёнку, показать ему на грибок, что на детской площадке и замогильным голосом сказать: «Это стра-а-ашный, ядовитый гриб!», так с ребёнком случится истерика, да если ещё повторять это с разными вариациями каждый день, по ночам ему начнут сниться страшные мухоморы, которые будут гнаться за ним. И ребёнок этот будет бояться не только играть на этой площадке, но даже выходить во двор. Так кто виноват в этом будет, муниципалитет, построивший детскую площадку? А теперь, представим, что папашка идёт в муниципалитет и требуют: «Уберите этот ужасный гриб! У меня сын в окно выглянуть боится. Под кроватью прячется, плачет!» Ну, что? Послушают его? Пришлют бригаду рабочих и выкопают навес, а на его месте поставят навес в виде белого гриба?
Интересы верующих нужно учитывать, но нельзя под них прогибаться. Нужно уметь иногда сказать «нет» Это, кстати, относится не только к Исламу, но и к любой другой религии. Ведь если категория людей, которым нужно всё больше и больше. Про них говорят: «Дашь палец – руку отхватят». И если каждый раз уступать, то вскоре мы обнаружим себя живущими в теократическом государстве, либо в исламском, с побиением камнями, то ли в христианском с инквизицией, то ли в иудейском, живущем по законам Галахи.
Ну, вот, допустим, уступили в случае со свинкой на ручке. Собрал всех учитель: «Ну, правда, давайте больше не будем приносить в школу изображение свиньи. Нам-то всё равно, а для мусульман это нечистое животное». Но, ведь, в других классах тоже есть мусульмане и они скажут: «И мы так хотим!» И в других школах. И мусульмане не просить будут, а требовать. А каждую уступку воспринимать не как одолжение (а это именно одолжение!), а как удовлетворение законных требований и основание требовать больше. Ладно, из школ убрали ручки со свинками, но в канцелярских магазинах они остались? Убрать! И из игрушечных магазинов! И из сувенирных! Ведь это совершенно невыносимо для мусульманина: зашёл в магазин с ребёнком а там – ужасная плюшевая свинья. У ребёнка истерика! Убрать книги, фильмы, мультфильмы, где есть свиньи: «Три поросёнка», «Вини-пух», «Свинарка и пастух», «Тимон и Пумба»… Но свинской темой, конечно же, не ограничится. Другие запреты и предписания ислама также постепенно войдут в жизнь и станут обязательными или практически обязательными и для людей, которые не исповедуют ислам. В конце концов, истинному мусульманину не следует видеть открытые женские лица. Ну, нестерпимо ему ходить по улице, по которой ходят женщины с открытыми лицами! А тем более, его ребёнку. Он плачет: «Там на улице страшные тёти без паранджи!» Вам не жалко ребёнка? Так сложно прикрыться? И вот, чтобы не травмировать мусульман, а паранджу облачатся не только Фатима и Зейнаб, но Джейн, Гретхен и Маруся. Вот так мы однажды проснёмся в халифате. Хотим мы этого?
В том, что произошло, виноваты родители ребёнка. Они что, думали, что они в Алжире или в Турции? Они же знали, где они живут! И должны были научить ребёнка уживаться со сверстниками, которые Ислам не исповедуют. Что? Мусульманам запрещено есть свинину? Так никто не заставляет! «Сынок! Мы мусульмане. Аллах заповедовал нам не есть свинину. Свинья – это нечистое животное. Но мы живём в Европе. И тут живут не только мусульмане. Они относятся к свинье по-другому. Если они тебя захотят угостить свининой, вежливо откажись, ведь ты мусульманин. Но требовать, чтобы и они не ели свинину ты не можешь: они же не мусульмане. Они в своём праве. А что касается изображений свиней, то не обращай на них внимания. Не бойся их. Они же НАРИСОВАННЫЕ!».
В общем, единственный выход и единственная правильная политика в данном вопросе: дифиренцированный подход. Перестать грести всех под одну гребёнку. Нет мусульман вообще. Есть разные, очень разные люди и относиться к ним нужно по-разному. К законопослушным одно отношение, к наглым, которые пытаются диктовать – другое, к бузатёрам – третье, к террористам – четвёртое. И всеми силами стараться предотвратить перетекание людей из первой группы во вторую, из второй – в третью и т. д. А как с этим бороться? Ну, во 1-х пресекать исламистскую пропаганду, деятельность экстремистских организаций. Пресекать предельно жёстко. Не цацкаться с ними. Но этого мало. А что же ещё? Выше я писал о представителях народов, среди которых традиционно распространён Ислам, которые (представители), сами вовсе не желают жить по законам Шариата. И левые и правые не замечают этих людей, отмахиваются от них. А зря. Ведь именно на этих людей можно и нужно опереться в борьбе против исламского фанатизма. Что? Их мало? Мало, да удало! А если кое-что простимулировать, их станет гораздо больше. Ведь потому их и мало, что европейцам нет до них дела, ни левым, ни правым. А «свои» мусульмане их, в лучшем случае, не понимают, чаще подвергают остракизму как отступников. Вспомним того же Хамзу Ниязи, которого, в конце концов, забили камнями. Вот, а надо таких людей замечать и выделять, холить и лелеять, поощрять и прославлять, ставить в пример, защищать как от правых националистов, так и от ревностных хранителей веры и традиций.
Вот есть же такие, как египтянка Алия аль Махди, которая в знак протеста против мракобесия разместила в сети свои обнажённые фотографии! Или как гражданки Бахрейна сёстры Мирьям и Зайнаб аль-Хаваджа! «При полном зале суда Зайнаб попросила дать ей слово. Она сказала, что была рождена свободным человеком и даже если её сын родится в тюрьме, он также будет свободным. Потом она порвала портрет короля и положила его перед судьёй. Тот отложил заседание и попросил задержать Зайнаб. Сейчас её оставили под стражей на семь дней, на время расследования по новому обвинению, на этот раз в публичном оскорблении короля. За это преступление ей грозит до семи лет тюрьмы»
Почему люди отходят от традиций? Основных вариантов два:
1. Образованные, высокоинтеллектуальные люди понимают несостоятельность религиозных догм. Не хотят жить в средневековье. Это самый ценный случай.
2. Просто гедонизм. Религия и традиции устанавливают множество ограничений, которые осложняют и обедняют жизнь людей. А хочется жить и радоваться жизни, неправда ли?
В прочем, оба варианта ничуть не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют его. Интеллектуал может быть и жизнелюбом. Именно интеллектуал, скорее всего, и будет жизнелюбом.
Так вот, нужно всячески пропагандировать светскую жизнь. Да просто её рекламировать. Нет, ну, ты подумай, парень, как это здорово: идёшь не в мечеть, а на дискотеку! А там музыка, девушки в открытых платьях, а не в хиджабах! Ну, правда, иди к нам! У нас лучше.
Нужно создавать клубы для людей, которые отошли от ислама (и других религий) или колеблются. Пусть в этих клубах собираются вместе люди разных вер (но не фанатики!) и атеисты, беседуют, знакомятся. Пусть мусульмане видят, что «неверные» - это не шайтаны с рогами, а вполне себе симпатичные люди. Пусть эти клубы оказывают людям помощь, например, в трудоустройстве. То есть, отчасти эти клубы должны взять на себя функции общины.
Но ВНИМАНИЕ!!! ВАЖНО!!! Ни в коем случае это не должно навязываться или выглядеть как навязывание! Никаких планов охвата населения, разнорядок! Никаких попыток давления! Если кому-то нравится ходить в мечеть – пускай ходит. Необходимо понять: любая попытка давления вызовет результат противоположный. Люди должны изо дня в день видеть, насколько жизнь вне религии лучше, интереснее, насыщеннее.
Тут есть очень серьёзная проблема: такие меры вызовут недовольство у лидеров и активистов местных религиозных общин, то есть у христиан и иудеев. Ведь не скажешь же: «Мусульмане! Ну, зачем вам ходить в мечеть, молиться? Столько других интересных дел есть! Христиане, а к вам это не относится! Молитесь и поститесь!» Ну, что поделаешь? Значит, придётся принимать упрёки от попов и раввинов. Пускай ругаются. Грядущий халифат куда опаснее гнева священников.
Мера ещё более радикальная, но очень нужная: унификация образования (там, где этого нет). Все дети должны учиться в светских школах по единым программам. То есть, конечно, пусть существуют школы с углублённым изучением, допустим, математики или языков. Но это не дело, когда существуют религиозные школы, в которых, заодно, преподаются и светские предметы (или, ещё хуже, не преподаются). И уж совершенно недопустимы интернаты при религиозных организациях, в которых дети 24 часа оторваны от внешней жизни. Проконтролировать, чему их там учат, по сути, невозможно. И, что очень важно, дети, живущие в таких интернатах, практически не общаются ни с другими детьми, ни со сверстниками, находящимися вне их конфессии. И, конечно же, им проще внушить, что все неверные – черти с рогами, если они ни одного «неверного» не видят. Другое дело, когда они учатся в общей школе, вместе с христианами, иудеями, индусами, буддистами, атеистами. Если родители так хотят учить своего дитятю религии, пускай делают это во внеучебное время. После школы, пусть ведут в какую-нибудь воскресную школу. Но отобрать у подобных заведений право выдавать аттестаты зрелости. Да, я понимаю, что на такую меру пойдут вряд ли, ведь в этом случае придётся закрыть или перепрофилировать школы, например, при монастырях. «А как же бедные сиротки? Кто о них позаботится?» Жаль…
В любом случае нужно стараться отвлекать детей от религии. Именно отвлекать. Кружки, экскурсии, дискотеки…
А ещё нужно всячески приветствовать межнациональные и межконфессионные браки. Если у мальчика папа, скажем, француз, а мама, к примеру, турчанка, то ему будет гораздо труднее вбить в голову как миф, что все турки такие-сякие («А как же мама? Как тётя Фатима и дядя Махмуд! Они же хорошие!»), так и идею пойти бить неверных (Это что же мне, пойти резать родного папу, дядю Жака и тётю Мари?!») Многие общины препятствуют таким бракам. Тем более, нужна помощь государства.
А, вообще, община, это хорошо или плохо? Хорошо, но до определённого момента. А потом – плохо.
Община помогает вновь прибывшему адаптироваться на новом месте, почувствовать себя «в своей тарелке», помогает с трудоустройством, с переводом документов и ещё много с чем. Это совершенно нормально, что человеку хочется побыть в своей языковой среде среди земляков, вспомнить родные улочки, поесть то, что ел в детстве, послушать и попеть знакомые с детства песни. Это нормально! И если кто-то говорит: «Раз ты сюда приехал, забудь всю предыдущую жизнь. Выбрось её из головы!», то он, в лучшем случае, просто неумный человек. Но очень плохо, когда община берёт на себя функции государства, когда устанавливает свои законы, казнит и милует, когда превращается в закрытую касту, когда контакты членов общины с остальными жителями страны сведено к минимуму. И вот с этим нужно бороться.
Мы не закрываем двери перед выходцами из любой страны. Но те, кто собрался приехать в Европу, должны понимать, что, раз уж они сюда едут, то им придётся научиться жить среди европейцев, считаться с ними. Вот такой вариант не пройдёт: «Мне плевать на ваши дурацкие традиции и обычаи. А вы обязаны уважать наши обычаи и традиции. Я буду вести себя как хочу, а вы ходите передо мной на цырлах.»
Вот интересно: мусульмане очень болезненно относятся к случаям (истинным или мнимым) проявления неуважения к их религии. Однако, всегда ли они сами уважительно относятся к чужим религиям, к чужим идеалам? Вспомним разрушение церквей боевиками ИГИЛ, уничтожение статуй Будды талибами. Разумеется, ни в коем случае не обвиняю огульно всех мусульман. Как уже писалось выше, многие мусульмане вполне вменяемы и в состоянии уважать чужую точку зрения. Тем не менее, немало и таких, которые возмущаются теми же карикатурами, но считают не только допустимым, но и правильным громить всё, что связано с другими религиями. Самое интересное, что никакого логического противоречия здесь нет. Свою религию они считают единственно правильной. «Нет бога, кроме Аллаха и Магомет – пророк его» Значит, другие боги, не боги вовсе, а д…о на палочке, а другие пророки – придурки и шарлатаны. Заметим, такое отношение к другим религиям присуще не только Исламу. Это свойство практически любой религии. Любая религия претендует на знание абсолютной истины. Возьмите Библию. «Положительные» персонажи только тем и занимаются, что крушат идолов, рушат капища и убивают волхвов. Другое дело, что христиане и иудеи давно уже не применяют это на практике. И никакого логического противоречия в таком подходе нет. Да, вот так! НАША религия правильная, а все остальные – фигня. Поэтому наши святыни, нашего пророка не трожь! А мы имеем полное право насмехаться над якобы святынями псевдорелигий. В конце концов, разве утверждения «2Х2=4» и «2Х2=5» в равной мере могут претендовать на истинность? Пока логично. Но вот дальше логика начинает хромать. Многие мусульмане, не просто требуют уважения к своей вере, отказываясь при этом уважать веру или убеждения других людей, но и ждут этого уважения. Ну, вот, допустим, некий ревнитель некой веры совершил свои подвиги во славу своего бога, а после этого он удивился, его и его веру не любят и не уважают.
– Как же так? Я разрушил ваше капище, разбил ваших идолов, порубал ваших волхвов, ну, и с ними ещё сотню ваших людей. Почему вы мне не говорите спасибо? Что вы против меня, такого хорошего, имеете, и против нашей веры, единственно истинной? Ладно, порубаю ещё. Может, тогда полюбите?
Есть ещё один аргумент, которым мусульмане оправдывают любую агрессию против немусульман. Они считают себя жертвами. Вечными жертвами немусульманского мира, злого и враждебного. В памяти у мусульманина тысячи примеров из истории и современности от крестоносцев до израильской военщины. А если начать приводить им примеры, когда сами мусульмане творили зверства, услышишь: «Так это была ответная реакция» Не будем считаться кто и кого обидел первым, кто и кого обижал чаще и сильнее. Тут важен сам подход. Кто должен отвечать за содеянное? Есть цивилизованный подход: каждый отвечает за свои и только за свои поступки. Можно сколь угодно серьёзно наказать виновного, но волос не должен упасть с головы его родного брата, если не доказано, что брат причастен к его деяниям. Коллективная ответственность? Да, существует. Но при условии, что человек осознанно стал членом этого коллектива. Например, член преступной организации должен отвечать за деяния этой организации, даже если лично он ничего совершить не успел. Но это тоже, в конечном итоге, личная ответственность: знал, куда вступал. Но многие уверены, например, что за поступки человека отвечает вся его семья (вендетта), или когда ответственность возлагают на расу (расизм), национальность (нацизм). Мусульмане (ещё раз подчёркиваю, не все) видят мир так: есть мусульмане, всеми гонимые, обижаемые, притесняемые. И есть весь остальной мир, злой и жестокий, который этих самых мусульман гонит, притесняет и обижает. Причём, именно за то, что те узнали Великую Истину. Таким образом, любой мусульманин жертва. Уже потому, что родился мусульманином. Даже если лично его никто не обижает и не притесняет. Даже если он шейх, и нефтяной магнат. А любой немусульманин – агрессор. Даже если он ничего плохого не сделал мусульманам. Даже если он ни одного мусульманина не видел в жизни. Даже если он активно борется за права мусульман. Всё равно, агрессор и обидчик! С рождения. Потому что он – часть этого злого, агрессивного немусульманского мира. А раз так, то любой мусульманин может сделать всё, что угодно с любым немусульманином и будет прав, потому что это только будет ответом на агрессию, справедливой самообороной. Вот, например, Беслан. Кто тут агрессор? Разумеется, школьники и учителя. А люди, захватившие школу – несчастные жертвы. Тем более, их, бедняжек, в конце концов убили. И в Ротерхеме, конечно же, обидчицы – это девочки, а насиловали их в качестве. «Вот, бедненьких девочек пожалел, в то время как во всём мире убивают и насилуют миллионы женщин-мусульманок!…» Один из арестованных, между прочим, так и сказал: «Белых женщин надо учить» И ещё: «Чтобы не были такими чистенькими!» Когда в Ливии исламисты отрезали головы коптам, они тоже объясняли это тем, что мусульман в мире так обижают. Во время очередной войны между Израилем и Газой от арабской ракеты в Израиле погибла годовалая девочка. Так в «Хамасовских» СМИ на полном серьёзе сообщали о ликвидации ещё одной сионистки. «А! А палестинских детей тебе, значит, не жалко?!» Вот такая точка зрения. Мы все виноваты перед мусульманами: бесланские школьники, английские школьницы, израильские младенцы, московские театральные зрители, нью-йоркские клерки, вьетнамские крестьяне, эскимосские оленеводы, все мы бесконечно виноваты перед мусульманами и должны это признать и с пониманием относиться, когда они нас убивают или насилуют. Так?
Нет, конечно, в этой позиции есть определённая логика. Но согласны ли мы жить рядом с теми, кто считает себя в праве, убивать и насиловать?
Человек, решившийся переселиться в Европу должен понимать, что Европа – не филиал Магреба или Пакистана и никогда таковым не станет, что он не сможет жить так, как на родине, что ему придётся приспосабливаться к новой жизни, менять привычки, идти на компромиссы, терпеть что-то, что не вполне нравится. А если условия кажутся ему чрезмерно тяжёлыми? Ну, не может он жить в таких условиях! Что ж, никто не неволит. Раз условия жизни в европейской стране его не устраивает, он имеет полное право остаться дома или же эмигрировать в ту страну, которая предоставит ему лучшие условия. Никто не обещал превратить Париж или Питер в ещё один Багдад или Карачи. И никто не позволит.
Вот всякого рода борцы против иммиграции, радетели расовой чистоты, фашисты, ультраправые и просто трусливые обыватели, боящиеся что придут «чёрные» и их перережут, требуют ограничить иммиграцию. Их противники утверждают, что это недопустимо, что это является нарушением прав человека. Ну, так вот вариант, как ограничить иммиграцию при этом не нарушая прав человека. Поставить вопрос: «Будешь соблюдать наши законы? Сможешь жить среди немусульман? Сможешь уважать наш образ жизни? Добро пожаловать! Нет? Счастливо оставаться!» Никакой дискриминации! Нас не волнует национальность и вероисповедание того, кто намерен поселиться среди нас. Нам всё равно, кому он молится. Для нас важно, как он будет себя вести. Вот, например, существуют правила поведения в транспорте. Допустим, некто хочет провезти в метро корову. Будет ему позволено это сделать? Разумеется, нет. И работников метрополитена совершенно не должно волновать как же он доставит корову к месту: или езжай без коровы или – до свидания. Да вот пример более близкий! Несколько лет назад в израильском городе Ашдоде несколько ультрарелигиозных мужчин, поднявшись в автобус, увидели девушку на переднем сидении. Сесть позади женщины они не могли себе позволить по религиозным соображениям. А поскольку девушка сидела на переднем сидении, то позади неё оставался весь остальной автобус. Вообще-то для ультрарелигиозных в Израиле существуют специальные автобусы, где все мужчины садятся в передней части, а женщины – в задней. Но вот эти решили проехаться в обычном. Мужчины попросили девушку пересесть назад. По-хорошему, сначала, попросили. Девушка отказалась. С какой стати? )Вам это не напоминает историю про свинку на ручке?) Тогда мужчины стали требовать настойчиво, а потом учинили дебош. Водитель вызвал полицию. Дебоширов забрали в участок и автобус поехал дальше. И правильно! Религиозные убеждения – дело личное. Никто не запрещает жить в соответствии с ними, но никто не обязан под чьи-то убеждения стелиться. Хочешь ехать в автобусе – смирись, что впереди тебя женщина. Не можешь – бери такси или иди пешком. Это твоё личное дело. Никто перед тобой двери не закрывает, на том основании, что ты религиозный. Хочешь ехать с нами – садись. Но условия не ставь.
Вот точно также следует поступать с мусульманами. Никто не запрещает им жить в Европе. Никто не запрещает им исповедовать Ислам. Но никто не будет переделывать Европу под них.
Что? В такой Европе мусульмане жить не смогут? Это явится фактическим закрытием Европы для них? Да ничего подобного! Возьмите татар, причём живущих не в Казани, а в Москве или в Питере. Живут же! И им не мешает, что в жаркую погоду по улицам ходят девушки в открытых платьях и с голыми коленками, что в передаче «Спокойной ночи, малыши!» выступает Хрюша. Так же точно в Израиле ультраортодоксы, когда приспичит, ездят в обычном автобусе и садятся позади женщин. И ни один от этого не умер.
В общем вот основные принципы, которые помогут избежать как победы исламских фундаменталистов, так и фашистов и сохранить демократию:
1. Для того, чтобы демократию сохранить, её необходимо ограничивать. Разрешено всё, что не запрещено. А запрещено всё, что может угрожать самому существованию демократии.
2. Да, мультикультуразизм и толерантность ко всем взглядам и вероисповеданиям, но никакой толерантнорсти к нетолерантности, к нетерпимости, к экстремизму.
3. Если религиозные предписания и запреты, национальные обычаи противоречат законам, действует закон.
4. Предельно жёсткие меры к тем, кто угрожает демократии: как к фашистам, так к мусульманским и любым другим религиозным экстремистам.
5. Понимать, что мусульмане (как и приверженцы любой другой веры или атеисты) очень разные. Не рассматривать их как единую массу и относиться к каждому из них в зависимости от его поступков.
P.S. Написал и задумался. А не опасные ли советы я дал? А не получится ли так, что к моему совету прислушаются и сделают ещё хуже? Сейчас поясню, что я имею в виду. Любую самую здравую идею можно извратить. Помните, под какими лозунгами совершалась Великая Французская революция? «Свобода! Равенство! Братство!» А кончилось террором и Термидором. Потому что лозунги плохи? Нет, лозунги замечательные, но под лозунгом свободы взросла диктатура. То же самое произошло после Великой Октябрьской революции. Не морщите носы! Российская монархия прогнила насквозь, и, действительно, империя была тюрьмой, и правильно сделали, что Николашку прогнали. И получили свободу. СВОБОДУ! А потом – диктатуру. Причём диктатуру, в которой одной из основных ценностей провозглашена свобода.
«Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек»
И это – в середине 30-х!
Вообще, диктатуру можно сделать из чего угодно и под любыми лозунгами. Читал рассказ-антиутопию (не помню автора) о диктатуре спорта. Кто не может пробежать стометровку в установленный норматив или отжаться определённое количество раз – всех в концлагеря. Так почему не может быть диктатуры под лозунгом демократии? Тем более, после такой удобной подсказки об ограничении демократии во имя спасения демократии! «Вчера народ нашей деморкратичнейшей страны единогласно в 5-й раз избрал величайшего президента, светоча и оплот свободы и демократии во всём мире.» Всюду поют славословия демократическому правительству. По всем программам телевидения, во всех газетах – одно мнение по всем вопросам. Повсюду шастают демократические патрули, ищут врагов демократии, останавливают не понравившихся прохожих: «Ты чё, гад, имеешь против нашей демократии?» - и в тюрьму. И всё объяснено: свобода – это не вседозволенность, демократия должна себя защищать! Ну, что тут можно сказать? Только повторить слова Фучика «Люди, будьте бдительны!» И если так получится, что диктаторы от демократии сошлются на мою статью, сошлитесь на этот абзац в ней.
Приложение
Обращение к приезжающим к нам из мусульманских стран
Вы намерены поселиться в нашей стране? Мы рады Вам. Но прежде, чем Вы поселитесь среди нас, нам бы хотелось выяснить, сможете ли Вы жить среди нас? Подходите ли Вы нам и подходим ли Мы вам?
У нас живут вместе представители разных религий, а также атеисты. И мусульмане тоже живут. Наш принцип: живи и дай жить другим. Но мы не хотим, чтобы рядом с нами жили люди, которые не могут и не хотят уважать культуру других народов и наши законы, при этом требуют какого-то особого почтения к своей религии. Мы против экстремизма (любого) в том числе исламского, тем более, против терроризма. Мы не согласны терпеть экстремистов на своей территории. Если вы читаете, что нет бога, кроме Аллаха и Магомет – пророк его – это ваше право. Но если вы хотите начать священную войну против неверных, мы Вам это сделать в нашей стране не позволим. Вы мечтаете о Всемирном Халифате? Мечтайте! Но мечтайте в другой стране, не у нас. Наша страна всегда будет мультикультурной и никогда не станет исламской. Наша страна всегда будет демократической, и в ней никогда не будут действовать законы шариата. Вы считаете, что законы шариата самые мудрые и должны действовать по всему Земному шару? Ваше право так считать, но в нашей стране будут действовать наши законы.
Любые экстремистские организации у нас запрещены. С террором мы боремся и будем бороться беспощадно. Вы переживаете за мусульман всего мира и поддерживаете их борьбу? Отлично. А теперь, вопрос: а как вы относитесь к случаям, когда террористы убивают мирных граждан. Ну, вот, например, 11 сентября 2001 года в результате теракта в Нью-Йорке было убито почти 3 000 человек. В фетве «Аль Каиды сказано: «Убийство американцев — как военных, так и гражданских, а также их союзников — это долг каждого правоверного мусульманина, который должен использовать для этого любую подходящую возможность, где бы он ни находился» Вы согласны с этой фетвой? Вы считаете, что 3 000 сотрудников Всемирного торгового центра были убиты правильно? Вы считаете вполне допустимым убивать женщин и детей? Тогда Вам не место в нашей стране. Даже если Вы лично никого не убили. Ведь, раз Вы так считаете, то рано или поздно, убьёте или поможете убийцам. Да у нас свобода слова и демократия, но на экстремистские взгляды и организации свобода и демократия не распространяются. Вот возьмём законы гостеприимства. Если ненастной ночью путник просится в дом, хороший человек пустит его погреться, покормит, даст сухую одежду, устроит на ночлег. А если путник хочет забрать убить хозяина и себе его дом и не скрывает это, обязан ли хозяин и в этом случае приютить путника?
Нам не нужны не только убийцы-фанатики но и те, кто им помогает, и сочувствующие им. Призыв к убийству на национальной или религиозной почве, а также публичное одобрение такого убийства в нашей стране считается преступлением.
В 2015-м году в Париже террористы расстреляли редакцию журнала «Шарли Эбдо» за публикацию карикатур на пророка. Вы тоже считаете, что карикатуры на пророка рисовать нельзя? Допустим. А убивать за публикацию карикатур Вы тоже считаете допустимым? Если да, то нам не по пути. А у нас свобода слова и свобода печати и рисовать карикатуры можно на кого угодно. Вот так, рисовать можно, а убивать нельзя. Вы тоже можете рисовать, хотите – на Иисуса Христа, хотите на папу Римского, хотите – на президента страны. Вы, конечно, имеете полное право выражать осуждение карикатуристам, но, пожалуйста, без битья витрин, переворачивания машин, поджогов мусорных баков и избиения полицейских или прохожих.
Мы – светское, демократическое государство. Представители всех народов и всех вероисповеданий у нас равны перед законом. Если Вы исповедуете Ислам, то мы уважаем Ваше право его исповедовать впредь. Ваши права будут защищены и если кто-то обидит Вас по этническому или религиозному признаку, он будет сурово наказан.
В странах, где Ислам является основной религией вся общественная жизнь построена под ислам. У нас государство светское. Никто не собирается намеренно осложнять вашу жизнь. Но никто и не станет подстраиваться под вас. Например, какой-нибудь мусульманский праздник у нас может быть просто рабочим днём.
Вы имеете полное право поститься в Рамадан, но вокруг вы будете видеть людей которые не постятся. Кафе и рестораны открыты. Люди на улицах едят мороженное или пирожки.
В мусульманских странах законы государства предельно приближены к законам Ислама. У нас не так. Да, конечно, верующие люди считают, закон бога выше земных законов, но у нас светское государство и если в каком-то случае закон государства говорит одно, а закон вашей религии – другое, будет по закону государства, нравится Вам это или нет. И законы государства действуют на всей территории государства. Даже если в каком-то районе мусульманское население будет преобладать, даже если в этом районе будут жить только мусульмане, всё равно в нём будут действовать законы государства. И если девушка в короткой юбочке захочет прогуляться по этому району, никто не смеет ей воспрепятствовать. То же относится к христианскому священнику или еврею в кипе. И если в этом районе откроется ресторан, то вовсе не обязательно халяльный. Вы не обязаны ужинать в этом ресторане, но мешать его работе, тем более, громить его, вы не можете.
Да, мы знаем, что свинья в Исламе считается нечистым животным и её мясо запрещено для употребления. И никто не заставит Вас есть свинину. Но Вам придётся жить среди людей, которые свинину едят и это их право. И следить за халальностью – ваше личное дело. Повар детского садика, куда вы отведёте своего ребёнка, не обязан учитывать, что вы мусульмане. И повар воинской части, где будете служить Вы, или Ваш сын – тоже.
Жена у нас не является собственностью мужа. Бить жену, даже если с Вашей точки зрения, она это заслуживает, нельзя. В нашей стране это считается уголовным преступлением, за которое могут и посадить, а потом и выслать. Причём с позором. Даже если жена изменяет, это не повод её бить. Не устраивает – разведитесь. Но руку поднимать, не сметь!
Дети тоже не являются собственностью родителей. Нельзя бить детей! Учтите, что за избиение ребёнка, его могут у Вас просто отобрать, а Вас посадить в тюрьму.
Если Вы уже наметили своему ребёнку пару и договорились с родителями жениха (невесты), всё-таки спросите у самих детей. Если хоть один из двоих не хочет этого брака, то его и не будет. В нашей стране юноши и девушки сами выбирают себе пару. И если выбор Вашего ребёнка Вам не понравится, Вам придётся смириться с ним.
Да, вот ещё. В некоторых восточных странах (не только мусульманских) принято выдавать замуж девочек в 12-14, а то и в 9 лет и без их согласия. Так вот, в нашей стране это – серьёзное уголовное преступление. И если Вы попытаетесь это сделать, то Вам придётся много лет провести за решёткой, а потом с позором быть изгнанным из страны.
Вовсе не обязательно, что Ваши дети захотят связать судьбу с представителями Вашей же общины. Может получиться так, что Ваша дочь захочет выйти за христианина, а сын жениться на атеистке. И Вам придётся смириться с их выбором.
Между прочим, в школе ваши дети будут учиться по светской программе и изучать теорию Дарвина. Вы, конечно, можете направить их в заведение, где им расскажут про Аллаха и Магомеда, но не вместо школы, а, допустим, после школы, вечером. Школьное образование у нас обязательно и для девочек и для мальчиков. И обучают их, кстати, вместе.
И не исключено, что Ваши дети отойдут от Ислама. Разумеется, Вы вправе отговаривать их, но и только.
В любом случае, выбор Ваших детей – это их выбор. И если Ваша дочь захочет стать танцовщицей в стрипиз-клубе – это тоже её выбор. Вы можете отговаривать, но и только.
Ну, а таких явлений, как «женское обрезание», вендетта, убийство чести мы, точно не потерпим. Мы считаем это варварством и уголовным преступлением.
Если же Вы не экстремист и не фанатик, простите нас за то, что Вам пришлось всё это читать. Уж, приходится объяснять. Да Вы сами сталкивались с этой публикой, знаете, что это за люди! Но тут будет всё по-другому. Вы сможете свободно жить, учится. Вы сами будете решать с кем встречаться, с кем вступать в брак, что есть, какие книги читать, какие танцы танцевать. Никто и ничего не будет Вам навязывать. Вы свободный человек!
Желаем Вам счастья в нашей стране.