Лопата

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лопата » Мировая политика » Методы пропаганды, или как нас обрабатывают сми, политики, реклама.


Методы пропаганды, или как нас обрабатывают сми, политики, реклама.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

1. Анонимный авторитет

Излюбленный  прием введения в заблуждение, активно используемый всеми СМИ. Он  относится к так называемой «серой» пропаганде. Давно доказано, что одним  из самых эффективных методов влияния является обращение к авторитету.  Авторитет, к которому обращаются, может быть религиозным, это может  быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии.  Имя авторитета не сообщается. При этом может осуществляться цитирование  документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов,  которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на  основании многолетних исследований установили...», «Доктора  рекомендуют...», «Источник из ближайшего президентского окружения,  который пожелал остаться неизвестным, сообщает...». Какие ученые? Какие  доктора? Какой источник? Сообщаемая таким образом информация в  большинстве случаев является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет  придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не  идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты  не несут. Так что, если пассаж в популярных СМИ начинается словами  «источники информируют» или «ученые рекомендуют», будьте уверены — это  не информация, а пропаганда или скрытая реклама; причем авторы послания  очень далеки от учености и так же далеки от уверенности в своей правоте.

2. «Будничный рассказ»

«Будничный»  или «обыденный» рассказ используется, например, для адаптации человека к  информации явно негативного, вызывающего отрицание, содержания. В  специальной литературе этот метод описывается спокойно и по-деловому.  Так, если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям  всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным  голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких  злодеяниях. Через несколько недель такой обработки население перестает  реагировать на самые чудовищные преступления и массовые убийства,  творящиеся в обществе. (Наступает психологический эффект привыкания)

Данный  прием применялся, в частности, во время государственного переворота в  Чили (1973), когда было необходимо вызвать индифферентность населения к  действиям пиночетовских спецслужб. На постсоветских просторах его  активно применяют при освещении массовых акций протеста, действий  политической оппозиции, забастовок и т.д. Например, происходит  многотысячная демонстрация противников действующего режима, которая  разгоняется ОМОНом с помощью дубинок и слезоточивого газа. Жестоко  избиваются участвующие в ней женщины и старики, лидеры политической  оппозиции арестовываются. На следующий день журналисты будничным и  деловым тоном, без эмоций, мимоходом рассказывают нам, что, мол,  накануне была проведена очередная акция протеста, органы правопорядка  вынуждены были применить силу, арестовано столько-то нарушителей  общественного спокойствия, против которых возбуждены уголовные дела «в  соответствии с действующим законодательством» и т.д. Такой прием  позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то  же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой  аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном,  не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки.

3. «Держи вора»

Цель  приема — смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является  опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали  уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств,  наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали  впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами  разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ.

Этот  же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя  провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую  сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с  мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

4. Забалтывание

Метод  «забалтывания» используется, когда необходимо снизить актуальность или  вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно  успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и  неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на  слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень быстро это всем  надоедает и одно имя этого человека вызывает раздражение. Авторов  такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так  как формально они прилагают все усилия для восхваления.

Во время  выборов данный прием активно применяется в форме «информационного  взрыва» или массированого «слива компромата». Цель — вызвать усталость и  головную боль у людей, отбить у избирателей желание интересоваться тем,  что за душой у того или иного кандидата.

Еще метод забалтывания  нередко применяется для создания т.н. «информационного шума», когда за  потоком второстепенных сообщений нужно скрыть какое-то важное событие  или главную проблему.

5. Эмоциональный резонанс

Технику  эмоционального резонанса можно определить как способ создания у широкой  аудитории определенного настроения с одновременной передачей  пропагандистской информации. Эмоциональный резонанс позволяет снять  психологическую защиту, которую на мыслительном уровне выстраивает  человек, сознательно пытаясь оградиться от пропагандистского или  рекламного «промывания мозгов». Одно из основных правил пропаганды  гласит: в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам  человека. Защищаясь от пропагандистских сообщений, на рациональном  уровне человек всегда способен выстроить систему контраргументации и  свести все усилия по «спецобработке» к нулю. Если же пропагандистское  влияние на человека происходит на эмоциональном уровне, вне его  сознательного контроля, никакие рациональные контраргументы в этом  случае не срабатывают.

Соответствующие приемы известны с древних  времен. В их основе лежит феномен социальной индукции (эмоционального  заражения). Дело в том, что испытываемые нами эмоции и чувства — это во  многом социальные явления. Они могут распространятся подобно эпидемии,  заражая подчас десятки и сотни тысяч людей и заставляя массы  «резонировать» в унисон. Мы существа социальные и легко воспринимаем  чувства, возникающие у других. Это хорошо заметно на уровне  межличностных отношений — когда дело касается близких людей. Всем  известно, что значит «испортить настроение» близкому человеку и как  порой легко это можно сделать. Так, мать, которой владеют отрицательные  чувства, всегда передает их своему маленькому ребенку; плохое настроение  одного из супругов может мгновенно передастся другому и т.д.

Особенно  сильно эффект эмоционального заражения проявляется в толпе —  ситуативном множестве людей, не связанных осознаваемой целью. Толпа —  это свойство социальной общности, характеризующееся сходством  эмоционального состояния ее членов. В толпе происходит взаимное  заражение эмоциями и как следствие — их интенсификация.

6. Эффект присутствия

Прием  также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан  во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые  должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с  мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку  «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой  обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с  фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и  крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении, под  огнем снимает реальность.

Иллюзия достоверности оказывает  сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой  подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто  вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь  дешевый трюк.

Данный прием широко используется коммерческой  рекламой — специально инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать  образ бесхитростных «простых» людей. Особенно умиляют ролики, в которых  очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной  актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» — якобы случайные  паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная  неуверенность... Это — примитивный, но действенный прием «захвата  аудитории».

7. Комментарии

Цель — создание такого  контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Сообщение  о факте сопровождается интерпретацией комментатора, который предлагает  читателю или зрителю несколько разумных вариантов объяснения. От  ловкости комментатора зависит сделать необходимый вариант наиболее  правдоподобным. Для этого обычно используется несколько дополнительных  приемов. Их активно используют все опытные комментаторы. Во-первых,  включение в пропагандистские материалы так называемых «двусторонних  сообщений», которые содержат аргументы за и против определенной позиции.  «Двустороннее сообщения» как бы упреждают аргументы оппонента и при  умелой их критике способствуют созданию определенного иммунитета против  них.

Во-вторых, дозируются положительные и отрицательные  элементы. Для того, чтобы положительная оценка выглядела более  правдоподобной, к характеристике описываемой точки зрения нужно добавить  немного критики, а эффективность осуждающей позиции увеличивается в  случае присутствия элементов похвалы. Все используемые критические  замечания, фактические данные, сравнительные материалы при этом  подбираются таким образом, чтобы необходимое заключение было достаточно  очевидным.

В-третьих, осуществляется подбор фактов усиления или  ослабления высказываний. Выводы не входят в текст приведенных сообщений.  Их должны сделать те, для кого предназначена информация.

В-четвертых,  происходит оперирование сравнительными материалами для усиления  важности, демонстрации тенденций и масштабности событий, явлений.

8. Принцип контраста

Белое  хорошо заметно на черном фоне, впрочем, как и наоборот. Психологи  всегда подчеркивают роль социального фона, на котором воспринимается  человек или группа. Бездельник рядом с работающими людьми вызывает  гораздо большее осуждение. На фоне злых и несправедливых людей добрый  человек всегда воспринимается с особой симпатией.

Принцип  контраста используется, когда по какой-то причине сказать прямо нельзя  (цензура, опасность судебного иска за клевету), а сказать очень хочется.  В этом случае обеспечивается домысливание в нужном направлении.

Например,  все СМИ широко используют особую компоновку тем новостных сообщений,  наводя получателя информации на вполне однозначные выводы. Это особенно  заметно во время избирательных кампаний. Детально, со смакованием  подробностей, освещаются все внутренние конфликты и скандалы в лагере  политических оппонентов. Мол, «все они там» — сборище демагогов и  скандалистов. Напротив, «свое» политическое движение подается как  сплоченная команда единомышленников, профессионально занимающихся  реальными конструктивными делами. Новостные сюжеты подбираются  соответственно. «Плохие» ругаются за места в партийных списках —  «хорошие» в это время открывают построенную за свой счет детскую  больницу, помогают инвалидам и матерям-одиночкам. В общем, декорация  такая, что пока одни политики борются за власть и выясняют отношения  между собой, другие занимаются созидательным трудом во благо народа.

Одни  СМИ выставляют в более выгодном свете одни избирательные блоки, другие —  другие. По ангажированности журналистов можно легко угадать, какая  финансово-политическая группировка контролирует данное СМИ.

http://cs543102.vk.me/v543102844/4ae8/vFXN4kBPR8Q.jpg

0

2

Методы манипулирования массами:

1. Принцип первоочередности.
Суть данного метода основана на специфике психики, которая устроена таким образом, что принимает на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой.
Даже то, что позже мы можем получить более достоверную информацию, часто не исключает ни факта подсознательного недоверия к ней, ни того обстоятельства, что наше бессознательное будет посылать в сознание положительные импульсы от информации полученной первой.
В данном случае срабатывает некий эффект восприятия первичной информации как истиной, тем более что сразу понять ее противоречивый характер невозможно. А после – уже достаточно трудно изменить сформировавшееся мнение.
Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым:
а) формируя у избирателей негативное мнение о нем;
б) заставляя оправдываться. (В данном случае идет воздействие на массы путем распространенных стереотипов о том, что если кто оправдывается – значит – виноват).

2. «Очевидцы» событий.
Находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию, заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную.
Имя подобных «очевидцев» зачастую скрывается якобы в целях конспирации, или же называется ложное имя, что наряду с фальсифицированной информацией тем не менее достигает эффекта у аудитории, т.к. воздействует на бессознательное индивида, вызывая в нем накал чувств и эмоций, в результате которых цензура психики ослаблена и способна пропустить информацию, не определив ее ложную сущность.

3. Образ врага.
Путем искусственного создания угрозы и вследствие этого накала страстей, массы погружаются в состояния, схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В результате такими массами легче управлять.

4. Смещение акцентов.
В данном случае происходит сознательное смещение акцентов в подаваемом материале, и что-то не совсем желательное для манипуляторов выносится на второй план, а высвечивается наоборот – необходимое им.

5. Использование «лидеров мнений».
В данном случае манипуляции массовым сознанием происходят исходя из того, что при совершении каких-либо действий индивиды ориентируются на лидеров мнений. В качестве лидеров мнений могут выступать различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.

6. Переориентация внимания.
В этом случае становится возможным преподносить практически любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей. Это становится возможным исходя из правила переориентации внимания, когда необходимая для сокрытия информация как бы отходит в тень словно бы случайно высвечиваемых событий, служащих отвлечению внимания.

7. Эмоциональное заряжение.
Такая технология манипулирования основана на таком свойстве психики индивида, как эмоциональная заражаемость. Известно, что в процессе жизни человек выстраивает определенные защитные барьеры на пути получения нежелательной для него информации. Чтобы обойти подобный барьер психики, необходимо чтобы манипулятивное воздействие было направленно на чувства. Таким образом, «зарядив» нужную информацию необходимыми эмоциями, становится возможным преодолеть барьер разума и вызвать в индивиде взрыв страстей, заставив его переживать какой-то момент услышанной информации. Далее вступает в действие эффект эмоционального заряжения, который получает наибольшее распространение в толпе, где, как известно, порог критичности ниже. (Пример. Подобный эффект манипуляции применяется во время ряда реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение, что заставляет смотреть за перипетиями демонстрируемых ими событий, сопереживая вслед главным героям или при выступлении по телевизору некоторых политиков, импульсивно выкрикивающих свои способы выхода из кризисных ситуаций, благодаря чему информация воздействуют на чувства индивидов, и происходит эмоциональная заряжаемость аудитории, а значит дает возможность подобным манипулятором заставить обратить внимание на подаваемый материал.)

8. Показная проблематика.
В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории.
То есть какое-то событие можно искусственно «не заметить», а чему-то наоборот уделить повышенное внимание, да еще на разных каналах телевидения. При этом сама истина как бы отходит на второй план. И зависит от желания (или нежелания) манипуляторов высвечивать ее. (Известно, что ежедневно в стране происходит множество событий. Естественно, освещение всех их невозможно уже чисто физически. Однако зачастую происходит так, что какие-либо события демонстрируются достаточно часто, много раз, и на различных каналах; тогда как что-то другое, что наверняка тоже заслуживает внимание – как бы сознательно не замечается.)
Стоит заметить, что подача информации посредством подобной манипулятивной техники приводит к искусственному раздуванию несуществующих проблем, за которыми не замечается нечто важное, что может вызвать гнев народа.

9. Недоступность информации.
Данный принцип манипулятивных технологий еще называют информационной блокадой. Подобное становится возможным, когда определенная часть информации, нежелательная для манипуляторов – сознательно не допускается в эфир.

10. Удар на опережение.
Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации.
При этом данная информация вызывает максимальный резонанс. А ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста, и не будет реагировать слишком отрицательно.
Используя подобный метод в политтехнологиях – сначала жертвуют незначительным компроматом, после чего, когда на продвигаемого ими политического деятеля появляется новый компромат – массы уже так не реагируют. (Устают реагировать.)

11. Ложный накал страстей.
Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика индивида не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая позже информация – уже не оказывает такого воздействия, потому как снижается критичность, выдвигаемая цензурой психики. (Другими словами, создается ложный лимит времени, за который получаемая информация должна быть оценена, что зачастую приводит к тому, что она практически без купюр со стороны сознания попадает в бессознательное индивида; после чего оказывает влияние на сознание, искажая сам смысл полученной информации, а также занимая место для получения и соответствующей оценки информации более правдивой. Причем, в большинстве случаев мы говорим о воздействии в толпе, в которой чаще всего принцип критичности затруднителен уже и сам по себе).

12. Эффект правдоподобия.
В данном случае основа для возможной манипуляции состоит из такой составляющей психики, когда индивид склонен верить информации, не противоречащей его внутреннему «Я». (Другими словами, если посредством СМИ мы сталкиваемся с информацией, с которой внутренне не согласны, то мы сознательно перекрываем подобный канал получения информации. В другом же случае, если наталкиваемся на информацию, не противоречащую нашему пониманию подобного вопроса, – мы продолжаем впитывать информацию посредством задействованных органов чувств. И тогда есть разгон для манипуляции, т.к. манипуляторы сознательно будут вклинивать в правдоподобную для нас информацию часть ложной, которую словно бы автоматически мы воспринимаем за настоящую. Также, в соответствии с подобным принципом манипулирования, возможна изначальная подача заведомо неблагоприятной для манипулятора информации (якобы критика самого себя), за счет чего повышается вера у аудитории, что данный масс-медиа-источник достаточно честный и правдивый. Ну а уже позже в подаваемую информацию вкрапливается информация, необходимая для манипуляторов.)

13. Эффект «информационного штурма».
В данном случае следует говорить о том, что на индивида обрушивается огромный поток ненужной и бесполезной информации, в котором теряется истина. (Сами индивиды, подвергавшиеся подобной форме манипулирования, просто устают от потока информации, а значит, уже какой-то анализ ее становится заметно снижен, и у манипуляторов появляется возможность скрыть информацию, нужную им, но нежелательную для демонстрации широким массам.)

14. Обратный эффект.
В данном случае происходит выброс такого количества негативной информации в адрес какого-либо деятеля, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный деятель начинает вызывать жалость. (Пример времен перестройки – Б.Н. Ельцин, упавший в реку с моста в результате алкогольного опьянения.)

15. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом.
Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит. В результате подобной формы преподнесения информации, некая критическая информация при проникновении в сознание слушателей теряет свою актуальность. Таким образом, исчезает критичность восприятия психикой индивида негативной информации, происходит привыкание к ней.

16. Односторонность освещения событий.
В данном случае методика манипуляции направлена на односторонность освещения событий, когда дается высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный смысловой эффект получаемой информации.

17. Принцип контраста.
Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и с отрицательно воспринимаемой большинством аудитории. (То есть на фоне черного всегда будет заметно белое. А на фоне плохих людей – всегда можно показать хорошего человека, рассказав о его добрых делах. Подобный принцип распространен в политтехнологиях, когда сначала детально разбирается возможный кризис в лагере конкурентов, а после – демонстрируется правильный характер действий нужного манипуляторам кандидата, у которого такого кризиса нет и быть не может.)

18. Одобрение мнимого большинства.
Применение данной методики манипулирования массами основано на таком специфическом компоненте человеческой психики – как допустимость совершения каких-либо действий после изначального одобрения их другими индивидами. В психике стирается барьер критичности, после того как информация вызвала одобрение у других людей.

19. Экспрессивный удар.
При реализации данный принцип должен произвести эффект психологического шока, когда должного эффекта манипуляторы добиваются намеренным транслированием ужасов современной жизни, что вызывает первую реакцию протеста (за счет резкого повышения эмоциональной составляющей психики) и желание во что бы то ни стало наказать виновных. При этом не замечается, что акценты при подаче материала могут быть сознательно смещены в сторону ненужных манипуляторам конкурентов или против информации, кажущейся им нежелательной.

20. Ложные аналогии или диверсии против логики.
Данная манипуляция устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией. Например, происходит неправильное сопоставление различных и взаимоисключающих следствий, которые в данном случае выдаются за одно. (Пример – в Госдуму последнего созыва было выбрано много молодых спортсменов. В данном случае заслуги в спорте в сознании масс подменили мнение о том, действительно ли двадцатилетние спортсмены могут управлять страной. При этом заметим, что каждый депутат Госдумы имеет ранг федерального министра).

21. Искусственное присчитывание ситуации.
Намеренно выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности к этой информации, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается.

22. Манипулятивное комментирование.
Посредством необходимого манипуляторам акцента освещается то или иное событие. При этом любое нежелательное для манипуляторов событие при использовании подобной техники может принять противоположный окрас. Все зависит от того, как они преподнесут тот или иной материал, с какими комментариями.
23. Эффект присутствия.
Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата. По типу – очевидец всегда прав.

24. Допуск (приближение) к власти.
Подобный вид манипуляции основан на таком свойстве психики большинства индивидов, как кардинальное изменение своих взглядов в случае вовлечения такого индивида во власть. (Пример: Дмитрий Рогозин, который был в оппозиции к Путину и который стал сторонником Путина – как только Владимир Владимирович назначил его новым представителем России в НАТО)

25. Повторение.
Подобный способ манипулирования достаточно прост. Необходимо всего лишь многократное повторение какой-либо информации, чтобы подобная информация осела в памяти масс-медиа-аудитории и в дальнейшем была ей использована. При этом манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на низкоинтеллектуальную публику.
Как ни странно, практически только в таком случае можно быть уверенным, что необходимая информация не только будет донесена до слушателей, но и будет правильно ими воспринята.
Многократным повторением простых фраз можно добиться подобного эффекта. Передаваемая информация сначала прочно закрепляется в подсознании слушателей, а потом будет влиять на их сознание, а значит на совершение поступков, заложенных в преподносимой информации.

26. Правда – наполовину.
Этот метод манипуляции заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается. (Пример времен перестройки, когда сознательно раздувался миф, о том, что якобы союзные республики «кормят Москву». При этом забывали о субсидиях Москвы. Поэтому республики сначала отделились, получив «самостийность», потом у них начался голод, хаос, анархия, т.н. бархатные революции различных цветов, названий растений и фруктов, а потом наиболее трудоспособное население этих стран стало приезжать на заработки в Россию в статусе гастарбайтеров.)

0


Вы здесь » Лопата » Мировая политика » Методы пропаганды, или как нас обрабатывают сми, политики, реклама.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно