http://news.israelinfo.ru/tribune/44110
Новая звезда израильских «левых»
Те, у кого есть Фейсбук, а в нем — левые друзья, не мог не заметить новой «звезды», стремительно поднявшейся на левой стороне израильского политического небосклона — партии Даам. Вдруг о ней заговорили все. Мой друг, философ из Еврейского Университета в Иерусалиме, сказал, что, если судить по «стене» его Фейсбука, Даам сформирует следующее правительство, а его лидер, Асма Агбария-Захалка, станет премьер-министром.
Это, конечно, шутка — согласно всем опросам, следующее правительство будет ультраправым. А это значит, что надежда на соглашение с палестинцами станет еще менее реальной, нео-либеральный экономический курс расширит и без того огромную пропасть между бедными и богатыми в Израиле, поселения на оккупированных территориях будут расти еще быстрее, изоляция Израиля на международной арене приобретет катастрофические масштабы, а неравенство граждан в Израиле углубится. И все это под националистический аккомпанемент, в котором главные тона — страх, опора на военную силу, прикрываемое лозунгами превосходства глубокое чувство неуверенности и неполноценности. В общем, совершенная депрессия.
В этой ситуации многие говорят о Даам как о надежде на что-то новое в израильской политике. Даам заинтересовал меня прежде всего как партия еврейско-арабская. Это единственная партия в Израиле, в выборном списке которой примерно равное количество евреев и арабов. Это очень необычно для секториальной израильской политики. Есть еврейские партии, в которых есть один арабский кандидат, и арабские списки, в которых есть еврей — то ли для украшения, то ли для привлечения голосов. Но, тем не менее, все израильские партии, кроме Даам — либо еврейские, либо арабские.
Есть еще партии русские, сефардские, религиозные и ультрарелигиозные. То есть политические предпочтения определяются не столько идеологией, сколько национальной или секториальной принадлежностью. Даам позиционирует себя как партию социалистическую, партию идеи, а не сектора, отвергающую как еврейский, так и арабский национализм и выступающую за интересы всех трудящихся: фабричных и сельскохозяйственных рабочих, учителей, художников, водителей грузовиков, служащих — вне зависимости от их этнического происхождения и секториальной принадлежности.
Заинтересовавшись Даам, я пришел на мероприятие, посвященное открытию их избирательной кампании. Мероприятие проходило в Еврейско-Арабском театре в Яффо. Зал театра был набит битком, многим пришлось стоять. В зале и на сцене были евреи и арабы, мероприятие проходило на двух языках с синхронным переводом. То, что говорилось, меня порой просто поражало.
Выступающие рассказывали, например, про деятельность профсоюзного объединения Маан, организованного партией Даам. Об их деятельности я слышал и раньше, но не знал о том, что они ассоциированы с Даам и, кроме того, не много знал об их деятельности. Две трети наемных работников в Израиле не организованы в профсоюзы. Крупное профсоюзное объединение Гистадрут не очень заинтересовано в организации профсоюзов на небольших фабриках, на фермах, в фирмах по перевозкам. А именно там эксплуатация рабочих наиболее уродлива и жестока.
Дани бен Симхон, третий номер в списке Даам, рассказал, например, историю о небольшой кондитерской фабрике в Нацерет-Иллите. Там работают в основном русские женщины среднего возраста, не знающие толком иврита, а тем более израильского трудового законодательства. Они работают в темном и тесном помещении без окон, без кондиционера, с обшарпанными стенами, в перерыве на обед едят свои бутерброды в раздевалке. Работают за минимальную зарплату, порой по двенадцать или четырнадцать часов в день, чтобы свести концы с концами. И вдруг они обнаруживают, что работодатель, в течение нескольких лет уже, не платит им положенную по закону и обещанную пенсию. Просто-напросто кладет эти деньги себе в карман. И говорит им в ответ на их вопрос: что вы, какая эксплуатация? Мы ведь как одна семья! Тогда женщины обратились в Маан, и Маан смог помочь им организовать профсоюз, заключить коллективный договор, защищающий их права, и угрозой суда, вынудил работодателя вернуть работницам деньги их пенсионного фонда. Похожую историю он рассказал об арабских женщинах, работающих на сезонных сельскохозяйственных работах у арабских землевладельцев.
Меня поразили эти и другие истории и впечатлила работа Маан «на местности» — я не слышал о том, чтобы другая партия вела такую работу по защите прав трудящихся. Еще больше меня поразило то, что в Даам евреи и арабы действительно сотрудничают. Что националистическая риторика, как еврейская, так и арабская, не только отсутствовала в речах представителей Даам, но и подвергалась критике. Всем известно, что евреи в Израиле относятся к арабам с подозрением, и что арабы отвечают им тем же. Часто евреи говорят про арабов, а арабы говорят о евреях очень похожие вещи, обвиняют «других» в том, что «они нас не хотят», «они по отношению к нам несправедливы», «они начали первые», «они виноваты» и т.д. В Даам весь этот пинг-понг взаимных обвинений просто теряет смысл: евреи и арабы в этой партии солидарны, у них общие цели, что хорошо для евреев, то хорошо и для арабов, а что хорошо для арабов, хорошо для евреев. И это удивительно в Израиле — и рождает мысль: если в Даам это возможно, то почему бы этому не быть в нашей стране вообще? В конце концов, проблемы еврейских и арабских граждан — одни и те же.
Партия Даам принимала активное участие в протестном движении, которое вывело летом 2011 полмиллиона израильтян на улицы. Даам считает, что это движение — часть общего мирового движения, того нового процесса, который привел к революциям в арабских странах, к массовым демонстрациям в США и Европе, к массовому протестному движению в России. Однако Даам критиковал израильское протестное движение за то, что оно, в погоне за массовостью, отказалось от любого упоминания конфликта с палестинцами.
Даам считает, что социальная справедливость и разрешение конфликта с палестинцами — неразделимые вещи. Асма Агбария-Захалка, лидер Даам, говорит, что это как ванильно-шоколадное мороженое — в нем две части, но это одно и то же мороженое. Она считает, что конфликт выгоден капиталистическим элитам в Израиле и в Палестине, что он — средство для того, чтобы держать людей в постоянном напряжении, продолжать эксплуатировать людей, нагнетая страх и национализм, короче, все это сводится к старинному «разделяй и властвуй». Это способ отвлечь народ от борьбы за их права и перенаправить политический дискурс в русло конфликта. Те, кто притесняют палестинцев, притесняют и израильтян. Поэтому, проблемы политические и экономические неотделимы друг от друга. Правительство, вкладывающее миллиарды в поселения, в военный бюджет, в поддержание оккупации не может решить проблемы социальной защищенности, инфраструктуры, образования, здравоохранения. Критикуя политику израильского правительства, Даам критикует и арабские режимы и организации. В отличии от арабских партий, Даам критикует Хамас и Хизбаллу за их насилие против мирных жителей, национализм, религиозный экстремизм, подавление свободы.
Я принял решение — я голосую за Даам. Они кажутся мне лучом надежды в том безнадежном политическом климате, в котором находится сегодня Израиль. Их голос — это голос здравого смысла, гуманизма, солидарности. Я хочу, чтобы Даам были в Кнессете, чтобы Кнессет стал платформой, с которой этот их голос мог бы быть услышан многими. То, что они говорят, настолько убедительно и привлекательно, что, будучи услышано, привлечет массы, сможет создать реальную альтернативу нынешней политической реальности, сможет изменить наше общество к лучшему.
Шломо Крол
В данном разделе размещаются сообщения для прессы от политических и общественных организаций без редакторской правки. Материалы могут не отражать мнение редакции.
Отправить пресс-релиз в редакцию